Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Коновалова Н. Н., Нефедова Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по художествен- но-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие на ковре-самолете»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений;
- продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Речевое развитие:
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать у детей умения отгадывать загадки;
- формировать у детей коммуникативные навыки, активизировать устную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Физическое развитие:
- формировать у детей потребность в двигательной активности.
Познавательное развитие:
- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, рассказами, стихами.
Методы и приёмы:
- практические:
подвижные игры с музыкальным сопровождением; исполнение музыкальных произведений.
-наглядные:
показ иллюстраций, показ музыкальной презентации;
-словесные: беседы, вопросы, речевые ситуации, прослушивание.
Материалы и оборудование: книги, иллюстрации, музыка, интерактивная доска; детский палас («ковер самолет»)
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на волшебном ковре-самолете по интереснейшему миру литературы. На пути у нас три королевства – королевство сказок, рассказов и стихов. Усаживайтесь удобно, в путь!
(звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, что у нас там виднеется в дали? Это королевство сказок. А вы знаете чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей).
Молодцы, правильно. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Например, звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
А какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей, показ на интерактивной доске). Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте сделаем остановку в королевстве сказок и поиграем в игру «Отгадай сказку» (с использованием интерактивной доски.)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
У Золушки с ножки свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, столько сказок знаете. А давайте поиграем в такую игру «Чьи это слова?». Правила таковы, вы должны назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, а теперь сказка даст нам отдохнуть. Я объявляю физкультминутку.
(Дети повторяют описываемые движения)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Вот мы пролетаем нам королевством рассказов. Ребята, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
Правильно, в рассказах речь идет о том, что было на самом деле. Давайте поиграем с вами в игру «К какому рассказу иллюстрация»
Воспитатель показывает иллюстрации к различным рассказам, дети называют название рассказа и автора)
Воспитатель: А теперь мы приближаемся к королевству стихов. Чем же отличаются стихи от рассказов? (Ответы детей)
Правильно, ребята, молодцы. Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) а рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны:
Например:
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки.
Ребята, а какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки.
Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон».
А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: сейчас давайте поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы помогать мне подобрать нужное слово.
1. Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
3. Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская)
4. Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
5. У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал … реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много мы с вами играли, наверное, немного устали? Сейчас давайте отдохнем.
(Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали»)
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
Воспитатель: Итак, мы приближаемся к следующему королевству, хотя нет, это же наш детский сад! Мы вернулись домой, совершив путешествие в королевства сказок, рассказов, стихов. Вспомнили много интересного, узнали много нового. Какие вы у меня молодцы!
2020