Коновалова Н. Н., Нефедова Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по художествен- но-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие на ковре-самолете»
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: - воспитывать интерес к художественной литературе; - с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений; - продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Речевое развитие: - обогащать словарный запас детей; - совершенствовать у детей умения отгадывать загадки; - формировать у детей коммуникативные навыки, активизировать устную речь. Социально-коммуникативное развитие: -воспитывать у детей умение работать в коллективе. Физическое развитие: - формировать у детей потребность в двигательной активности. Познавательное развитие: - продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, рассказами, стихами. Методы и приёмы: - практические: подвижные игры с музыкальным сопровождением; исполнение музыкальных произведений. -наглядные: показ иллюстраций, показ музыкальной презентации; -словесные: беседы, вопросы, речевые ситуации, прослушивание. Материалы и оборудование: книги, иллюстрации, музыка, интерактивная доска; детский палас («ковер самолет») Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на волшебном ковре-самолете по интереснейшему миру литературы. На пути у нас три королевства – королевство сказок, рассказов и стихов. Усаживайтесь удобно, в путь! (звучит музыка) Воспитатель: Ребята, что у нас там виднеется в дали? Это королевство сказок. А вы знаете чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей). Молодцы, правильно. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Например, звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. А какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей, показ на интерактивной доске). Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п. Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте сделаем остановку в королевстве сказок и поиграем в игру «Отгадай сказку» (с использованием интерактивной доски.) Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка) На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился... (колобок) У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?.. (Буратино) У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной … (туфелька) Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ") Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят») Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка) Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит). Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, столько сказок знаете. А давайте поиграем в такую игру «Чьи это слова?». Правила таковы, вы должны назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки. «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок») «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь») «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди») «Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок») «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста») «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка) Воспитатель: Вы ребята молодцы, а теперь сказка даст нам отдохнуть. Я объявляю физкультминутку. (Дети повторяют описываемые движения) Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем - и снова в путь! Нам советует Мальвина: – Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: – Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Красной шапочки совет: – Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! Воспитатель: Вот мы пролетаем нам королевством рассказов. Ребята, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) Правильно, в рассказах речь идет о том, что было на самом деле. Давайте поиграем с вами в игру «К какому рассказу иллюстрация» Воспитатель показывает иллюстрации к различным рассказам, дети называют название рассказа и автора) Воспитатель: А теперь мы приближаемся к королевству стихов. Чем же отличаются стихи от рассказов? (Ответы детей) Правильно, ребята, молодцы. Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) а рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны: Например: А потом позвонили зайчатки: - Нельзя ли прислать перчатки? В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. Ребята, а какие слова созвучны в следующих стихах? А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский. Воспитатель: сейчас давайте поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы помогать мне подобрать нужное слово. 1. Стала девочка котенка спать укладывать. - Вот тебе под спинку Мягкую … перинку. Сверху на перинку Чистую … простынку. Вот тебе под ушки Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак) Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался …вскачь? Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак) 3. Маша варежку надела. - Ой, куда я пальчик … дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская) 4. Если бы у елочки были ножки, Побежала бы она по … дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева) 5. У Танюши дел немало, У Танюши много дел, Утром брату помогала – Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто) Мама спит, она устала…Ну и я играть … не стала. Я волчка не завожу, А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина) Падал снег на порог Кот лепил себе … пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько) А потом позвонил медведь Да как начал, как начал … реветь. («Телефон» К. И. Чуковский) Воспитатель: Молодцы, ребята! Много мы с вами играли, наверное, немного устали? Сейчас давайте отдохнем. (Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали») Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики! Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во! Указательный поманит, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть! Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар. Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра! А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю– Очень маленьких люблю! Воспитатель: Итак, мы приближаемся к следующему королевству, хотя нет, это же наш детский сад! Мы вернулись домой, совершив путешествие в королевства сказок, рассказов, стихов. Вспомнили много интересного, узнали много нового. Какие вы у меня молодцы!