НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гизатуллина Л.З., Нестерова Е.С. Авторское игровое методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Облачко»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте одна из важнейших задач воспитания - это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Разрабатывая данное пособие, мы старались охватить все разделы по ФЭМП. Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Облачко» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, педагогам и родителям. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Материал и оборудование для изготовления пособия:
плотный картон, цветная и голографическая самоклеющаяся пленка, пластиковые бутылки с цветными крышками, порилекс, использованные фломастеры, баночка из-под крема, диск, бельевая веревка, пуговицы, цветные шнуры, маркер для прорисовки деталей, прищепки.
Цель использования:
Развивать и закреплять сенсорные способности. Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространстве, количеству и счету. Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.
Задачи:
1.        Формировать представления о форме, цвете, пространстве.
2.        Развивать мелкую моторику руки, зрительную память.
3.        Развивать познавательную мотивацию.
4.        Формировать познавательные действия.

Варианты использования панно:

Фото 2. Игровое упражнение «Божьи коровки».



Закреплять счёт в пределах 10; находить число в ряду и соседние с ним числа; закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов, развивать пространственные понятия: слева, справа. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять умение различать цвета.
Задания: Посчитай сколько точек у божьей коровки?
Назови, какие ты видишь цифры? Прикрути к цифре 5 такую божью коровку, у которой столько же точек. Сколько всего божьих коровок? Назови, какого цвета божьи коровки? Сколько божьих коровок красного цвета? (синего, зеленого, желтого) Каких божьих коровок больше: красных или зеленых? Чем отличаются божьи коровки друг от друга, а чем похожи? Покажи большую божью коровку, покажи маленькую. Которая по счету красная божья коровка? (синяя, зеленая и т.д.). Где находится голубая божья коровка по отношению к розовой божье коровке (слева), а желтая? (справа) и т.д. аналогично других цветов.

Фото 3. Игровое упражнение: «Тучка и Радуга».


Закрепить знания о порядке расположения цветов радуги по цветовой гамме. Совершенствовать координацию руки и глаза при нанизывании цветных бусин. Продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Задания: Вспомни стихотворение про радугу. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). В этой фразе подсказкой являются первые буквы каждого слова («к» - красный, «о» - оранжевый, «ж» - желтый, «з» - зеленый, «г» - голубой, «с» - синий, «ф» - фиолетовый). Собери правильно по цвету радугу, нанизывая бусины на шнурок, затем пристегни его на пуговицу. Посчитай, сколько бусин красного цвета (синего, оранжевого и т.д.)? (Варьировать задания с количеством бус, определяя тем самым сравнение: больше, меньше, равно). Сколько всего цветов радуги? Найди и покажи цифру 7 на панно и т.д.

Фото 4. Игровое упражнение: «Тучка с капельками».


Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение группировать предметы по нескольким признакам (цветные петельки). Продолжать формировать представления о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Закреплять умение выполнять задания по образцу, используя рисунок-схему. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Задания: Тучка с секретом. Расстегни замочек на тучке и посмотри, что находится внутри? (капельки дождя). Собери капельки дождя в длинную дорожку, пристегивая капельки, друг к другу, с помощью петелек и пуговиц. Собери дорожки из капелек по образцу-схеме. Собери дорожку из капелек с петельками синего и белого цвета. Сравни количество капелек в дорожках между собой.

Фото 5. Игровое упражнение: «Бабочки».


Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Развивать умение сравнивать фигуры по цвету, форме.
Задания: Назови, какие геометрические фигуры ты видишь? Внимательно посмотри на бабочек. Назови, какие геометрические фигуры ты видишь на крылышках бабочек? Посади бабочку на такую же геометрическую фигуру, которая изображена на крылышках бабочки. Посчитай бабочек. Назови цвета геометрических фигур.

Фото 6. Игровое упражнение: «Солнышко».


Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Способствовать формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Формировать желание действовать с разнообразными предметами. Вызывать эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
Задания: Посмотри на солнышко. Какого оно цвета? Какой формы? Попробуй покрутить его. Прикрепи лучики (прищепки) к солнышку, располагая их по кругу. Чем отличаются лучики друг от друга? Чем похожи? Сколько всего длинных лучиков? (коротких). Давай поиграем. Посчитай сколько точек вот у этой божьей коровки? (5, 6 и т. д.). Прикрепи столько же прищепок к солнышку сколько точек на спинке у этой божьей коровки.
Данное пособие является многофункциональным и в дальнейшем, его можно будет дополнять другими съемными предметами, картинками-изображениями разными по форме, цвету, величине, придумывая разнообразный комплекс игровых заданий и упражнений для уточнения и закрепления математических представлений у детей дошкольного возраста по всем разделам программы ФЭМП.

Библиографический список:

1. Е.В. Колесникова, Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
2. Л. Маврина, Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
3. З.А. Михайлова, Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
lilua-ru@mail.ru, 8-908-408-56-57
katnes1971@yandex.ru, 8-987-155-87-25
2018