Титенко М.Н. Рекомендации «Развитие познавательной сферы ребенка с нарушением слуха подготовительной группы детского сада (слабослышащих)»
Библиографическое описание: Титенко М.Н. Рекомендации «Развитие познавательной сферы ребенка с нарушением слуха подготовительной группы детского сада (слабослышащих) » // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.
Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребенку с нарушением слуха необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться.
Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Для восполнения пробелов необходимы систематические коррекционно-развивающие занятия в детском саду и дома. Только совместная деятельность сурдопедагога, педагога- психолога и родителей дадут положительные результаты в развитии ребенка.
Большинство детей имеющих нарушение слуха и обучающихся по АОП для слабослышащих имеют базовые навыки чтения и письма. Эта особенность должна учитываться при подборе дидактического материала. Предлагаемые текстовые задания в рамках знакомого словарного запаса ребенка. Материал, используемый в ходе занятий, имеет наглядное подкрепление в виде картинок, табличек, карточек с печатным текстом (инструкции, речевой материал). Умение читать и писать облегчает процесс усвоения нового материала, формированию понятийных обобщений, т.к. дети получают дополнительную визуальную опору при выполнении учебно-развивающих заданий.
Представленные ниже примеры заданий являются образцом и в дальнейшем формируются родителями с учетом потребности ребенка. Рекомендуемая продолжительность не превышает 30 минут для детей седьмого года жизни, 35 минут восьмого года жизни. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требование к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 20 июля 2015 года). Целесообразно включать в занятия подвижные игры, смену видов деятельности, совместную деятельность родителя и ребенка (аппликации, вырезание из бумаги, оригами), так же необходимы 5-минутные перерывы.
Цель данных рекомендаций оказание помощи родителям в развитии ребенка с нарушением слуха при занятиях дома.
I. Развитие мышления.
1. Последовательные картинки (4-6 картинок) составление связного рассказа по правильно разложенным картинкам. Выбор заглавия из предложенных вариантов;
10) Котёнок залез на берёзу, испугался и жалобно замяукал.
9. Спрятанные фигуры;
Сколько прямоугольников изображено на рисунке?
Рисунок 2. Спрятанные геометрические фигуры
10. Дорисуй до предмета.
На листе бумаги, рисуются геометрические фигуры, кривые, прямые, линии. Предлагается дорисовать до предмета.
Пример:
Рисунок 3. Образец
Предполагаемый результат:
Рисунок 4. Результат
II. Развитие пространственно- временных представлений
1. Временные представления:
а) количество времен года,
б) последовательность времен года,
в) признаки времен года,
г) месяца по сезонам,
д) дни недели (количество дней недели, последовательность, выходные дни);
2. Временная последовательность событий:
Примеры:
· зима → весна → …
· утро → день → …
· март → апрель → …
· завтрак → обед …
3. Понятия: выше, ниже, между, за, перед, под, на.
Используемый материал: набор геометрических фигур из цветного картона, книга, ваза, кружка…
Геометрические фигуры раскладываются по заданию ведущего относительно предмета (книги, вазы……);
4. Упражнение «Дом для животных»
Нарисуй дом, в котором живут следующие животные:
- на первом этаже-волк,
- на втором этаже-заяц,
- на третьем этаже-ежик,
- на четвертом этаже-лягушка,
- на пятом этаже-мышка,
- нашестом этаже-медведь.
Ответь на вопросы:
· Кто живет выше лягушки, но ниже медведя?
· Кто живет ниже лягушки?
· Кто живет ниже ежика, но выше волка?
· Кто живет ниже зайца?
· Кто живет выше всех?
· Какой этаж находится выше 3-го, но ниже 5-го, кто там живет?
· Какой этаж находится между 4-м и 6-м, кто там живет?
· Какой этаж дома- последний?
· Какой этаж находится выше 1-го, но ниже 3-го, кто там живет?
· Назови животное, которое живет на 5-м этаже?
5. Ориентирование на листе бумаги:
· копирование,
· графические рисунки,
· графические диктанты.
III. Развитие внимания и памяти
1. Раскрась одинаковые предметы одним цветом;
2. Продолжи ряды в заданном порядке;
3. Найди отличия на картинках;
4. Контуры предметов;
6. Выполни рисунок по точкам;
7. Найди слово
Пример: мроавкошкатпавыдомкоруувбананлоп
8. Запоминание предметов на картинке. Повторение названий;
9. Запоминание фигур на картинке, рисование по памяти;
10. Запоминание слов, цифр;
11. Заучивание коротких, понятных по смыслу стихов.
Библиографический список
1. Агеев И.Д. 500 вопросов для детей.- 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: ТЦ Сфера,2013.-96с. (500)
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведний.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-224с.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьев.- Волгоград: Учитель,2009.-136с.:ил.
4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие / Под ред. И.А. Михаленковой.- СПб: «Дество-Прогресс». 2003.-112с.: ил.
6. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5лет. Составители: Гончарова Д., Ситников Н.- М: ООО Стрекоза, 2012.- 32с.
7. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников” - М. “Просвещение”
8. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
9. Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Составители: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. Щербинина С.В. Часть 2. ИП Бурдина С.В., г. Киров. - 2016. 32 с.