НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Одарченко В.А. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе "Зимующие птицы"

Библиографическое описание:

Одарченко В.А. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе "Зимующие птицы" // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

– Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;

– Развивать творческие способности и воображение, умение рассуждать и делать выводы;

– Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в трудное для них время;

– Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц.

Ход занятия:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах

(Раздать детям картинки с изображением птиц)

– Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать

(Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и показывают их)

Воспитатель читает стихотворение:

О чем поют воробушки

В холодный день зимы?

Мы выжили

Мы выжили

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы, а именно те, которые вы показали на картинках. А почему зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? Что такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Имы, ребята, будем кормить с вами эту очень красивую птичку.

Воспитатель показывает детям картину с изображением синички. - Посмотрите, какие красивые у нее перья: на груди - желтые, на голове - черные, на щеках - белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? (Ответы детей)

Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А как вы думаете, чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе – снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь – показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчика под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Подвижная игра «Птички в гнездышке»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками – крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

(Воспитатель следит, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учить детей выпрыгивать из гнездышек (обруча) )

Воспитатель: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! Ребята, а вы хотите помочь птицам, и как им помочь? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, можно повесить кормушки, которые вы делали с родителями

Дети рассматривают кормушки, делятся своими впечатлениями.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы все вместе пойдем, повесим кормушки и подкормим птиц. А вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Воспитатель показывает корма и рассказывает о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев.

Семена репейника - основной корм щеглов.

Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сырое (несоленое) сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок и сорок.

Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?

Давайте проверим!

Объявляется игра «Определи корм». С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается.

(В игре участвует 4-6 человек)

Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.

Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:

1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.

4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.

5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.

6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.

7 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.

8 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.

Воспитатель:Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.

В конце занятия дети одеваются и выходят на улицу. Вместе с воспитателем укрепляют кормушки. Воспитатель напоминает, что теперь нужно каждый день подкармливать птиц.
2023