Актуальные вопросы дошкольного образования

Никитина А.Ю. Программа психолого-педагогической помощи семье в период адаптации ребенка к условиям детского сада

Библиографическое описание:
Никитина А.Ю. Программа психолого-педагогической помощи семье в период адаптации ребенка к условиям детского сада // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний процесс, то есть привыкание ребенка к детскому саду. Целесообразнее учитывать три стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон. Чтобы период адаптации проходил успешнее, детскому саду необходимо прийти на помощь семье.

Уместно вспомнить, что именно в России сложилась уникальная система воспитания детей раннего возраста, сыгравшая стратегически важную роль социальной помощи материнству и детству, сохранности национального генофонда в наиболее сложные, переломные периоды жизни нашего государства.

Проблема адаптации детей к детскому саду занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями. Актуальность данной работы состоит в том, что, при всем многообразии исследований, проблема адаптации детей к дошкольному учреждению стоит столь же остро, как и прежде. Что приводит к необходимости дополнительного изучения проблемы, разработке и проведения специальных психолого-педагогических мероприятий.

Данная программа была организована в несколько этапов.

На первом этапе с целью повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей был проведен тренинг общения с ребенком раннего возраста. Родителями заполнены анкеты, по результатам которых даны рекомендации в виде мини-лекций на тренинге.

На втором этапе создана семейная адаптационная группа, проведены совместные занятия, целью которых являлось снижение уровня тревожности детей в адаптационный период. Проведена первичная и повторная диагностика адаптированности детей, оценены результаты проделанной работы.

Процедура психодиагностического исследования подразумевает работу по сбору информации о ребенке, его уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об его индивидуальных особенностях, о семье. Дети раннего возраста имеют ряд поведенческих и психологических особенностей, к чему, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Поэтому при проведении психодиагностики детей раннего возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов людей, хорошо знающих данного ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. В связи с этим основными методами сбора информации о детях раннего возраста являются: анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение и естественный эксперимент.

В работе были использованы следующие методики:

1. Анкета для родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (Печора К.Л.).

2. Методика определения преобладающего типа темперамента для детей от 1 до 3 лет (Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).

3. Диагностика уровня адаптивности детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (по методике Роньжиной А.С.).

Анализируя научную литературу по психологическому консультированию в дошкольных образовательных учреждениях, было выявлено, что наиболее эффективным направлением работы с родителями является групповая форма. Основателем этой идеи был детский психотерапевт американец Х. Джайнотт. Его работа получила название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Описание групповых методов работы с родителями можно найти и в исследованиях отечественных психологов и психотерапевтов А.Я. Варяги, А.И. Захаровой, А.С. Спиваковской.

Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми и воспитателями, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышается эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми, так как родители видят в других семьях схожие проблемы. Бывает, что воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, в свою очередь и родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Поэтому среди способов решения задач, возникающих в группе людей, в практической психологии ведущее место занимают групповая диагностико-коррекционная работа и тренинг.

Групповая диагностико-коррекционная работа проводится, в первую очередь, при решении задач оценки и коррекции психологических характеристик тех или иных групп людей, включенных в совместную деятельность, осуществляющих постоянное активное взаимодействие.

Здесь могут решаться такие задачи, как установление своеобразия характера межличностных отношений в группе, психологического климата и атмосферы.

Тренинг (от англ. train – тренироваться) в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений, знаний. Чаще всего тренинг проводится в форме групповой дискуссии и игры. Занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения. А также позволяют повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. В практической психологии тренинг активно используется в решении вопросов, связанных с оптимизацией деятельности.

В связи с вышеизложенным, было принято решение о разработке и реализации психолого-педагогической программы по проблеме адаптации детей к дошкольному учреждению.

Цель программы: облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение тревожных состояний, путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

• оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду;

• познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

• формировать у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, к отношениям со взрослыми и сверстниками;

• развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия.

Программа состоит из 2 блоков и рассчитана на 10 встреч. Первый блок состоит из 4-х встреч для родителей и воспитателей – тренинг «общение с ребенком раннего возраста». Второй блок 6 совместных встреч: воспитатели – родители - дети, частота встреч – три раза в неделю, при продолжительности 1 - 1 ч. 20 мин. Таким образом, весь кур занятий реализуется за 3 недели. По завершению программы дети начинают посещение дошкольного учреждения в алгоритме постепенного вхождения в жизнь детского сада.

Тренинговые встречи проводятся совместно с психологом и воспитателями групп для того, чтобы дети и родители привыкли к новой для них обстановке, увидели будущих воспитателей, что снизит эмоциональное напряжение родителей по поводу перспективы ребенка в дошкольном учреждении. Родители, познакомившиеся со взрослыми, которые будут окружать их ребенка, и режимом пребывания детей в группе раннего возраста, смогут лучше воспринимать рекомендации, предлагаемые сотрудниками детского сада.

На первом этапе реализации программы, с родителями проведен тренинг общения с ребенком раннего возраста, детальное описание процедуры и содержание которого предложено Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.

Общая структура занятий представлена в виде таблицы. (См. таб. 1)

Таблица 1. Общая структура занятий.

В ходе тренинга родителям было предложено заполнение анкеты «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение».

Для определения преобладающего типа темперамента у ребенка и индивидуально-психологических особенностей в планировании педагогического процесса и воспитания, родителям была предложена методика определения преобладающего типа темперамента для детей от 1 до 3 лет.

Критерием оценки проведения тренинга для родителей, послужили отзывы в анкете «Обратная связь».

На втором этапе программы организована семейная адаптационная группа, в состав которой входят: психолог, воспитатели, дети и по одному родителю от каждого ребенка (желательно мама). Общая задача взрослых на данном этапе – помочь ребенку преодолеть тревожные состояния, возникающие от новых условий, и по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Структура совместного занятия представлена в виде схемы. (см. рис. 2).

Рис.2. Структура совместных занятий.

Подробное описание совместных занятий с родителями и детьми предложено И.В. Лапиной., мы в своей работе постарались углубить и расширить предложенные занятия путем внедрения песочной и арт-терапии.

Как уже отмечалось выше, особое внимание на занятиях уделялось, элементам арт-терапии и песочной терапии, дети рисовали разными способами, традиционными и не традиционными. Создавая образы, ребенок бессознательно передает свои чувства. Несомненно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь интересным для него занятием, ребенок отвлекается от своих переживаний, связанных с адаптацией к новым для него условиям. По мимо рисования, в специально созданном сенсорном уголке, дети имели возможность играть с самыми разнообразными материалами: водой, камешками, ракушками, песком, шишками, зерном, глиной. Эти игры способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Создателем песочной терапии считается ученица К. Юнга швейцарский аналитик Дора Калф. Игра с песком — это инструмент не только психотерапии, но и личностного роста. Песок дает возможность расслабиться и успокоиться, считает автор, избавиться от страхов и застенчивости, исправить то, что тревожит в картине внутреннего мира, а значит, и положительно повлиять на процесс адаптации. В ходе подобных занятий у детей снижаются тревожные состояния. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Наблюдение показало, что подобные игры позитивно влияют на эмоциональное состояние детей. Дети в процессе таких игр искренне и эмоционально переживают события, а совместные положительные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом, что опять-таки положительно сказывается на адаптации. Кроме того, процесс проведения игр помогает детям освоиться с правилами поведения в детском саду, учит самостоятельности. Присутствие мамы на подобных встречах, на начальном этапе, не должно быть в роли пассивного наблюдателя. При взаимодействии с воспитателями и другими детьми, знакомясь и играя, она показывает ребенку, что доверяет им. Если доверяет мама, значит, доверяет и ребенок. Постепенно роль матери в подобных встречах минимизируется, что дает возможность ребенку постепенно привыкнуть к ее отсутствию.

Построение единой целостной модели адаптационного периода обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад. Успешность реализации целостной модели организации адаптационного периода ребенка в детском саду подразумевает: активное участие всех участников модели, а также последовательность выполнения всех ее этапов:

I этап - прогноз адаптации;

II этап – тренинг (лекции-консультации) с педагогами и родителями;

III этап – семейная адаптационная группа;

IV этап – алгоритм постепенного вхождения в детский сад.

Прогноз адаптации – это первая встреча с мамой и ребенком:

- осуществляется прямой контакт с ребенком, в процессе которого наблюдаются такие параметры, как общий эмоциональный фон, уровень развития предметной деятельности, взаимоотношения с незнакомыми взрослыми;

- выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.

Данная встреча помогает определить степень тяжести адаптации ребенка и сориентировать родителей на ожидаемый результат.

Тренинг - оказался наиболее эффективным при изложении практического материала. После изложения материала у родителей и педагогов есть возможность задать интересующие вопросы, что позволяет отследить эффективность работы и обнаружить проблемы. Подобная форма работы помогает воспитателям - систематизировать и освежить свои знания, родителям – получить новую информацию, найти ответы на возникающие вопросы, между родителями и воспитателями возникает контакт, что позволит в дальнейшем уменьшить число конфликтов и взаимных претензий.

Семейная адаптационная группа – позволяет облегчить адаптационный период у детей раннего возраста, снизить тревожность через создание эмоционально комфортных условий пребывания в дошкольном учреждении.

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад состоит из 6 шагов:

• приход ребенка с родителем на прогулку;

• ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки или во время игровой деятельности в группе;

• ребенок завтракает в присутствии родителя и остается один на 2-3 часа;

• ребенок остается один с завтрака до обеда;

• ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

• ребенок остается один на целый день.

Каждый шаг алгоритма строго индивидуален для каждого ребенка. Переход на следующий шаг алгоритма вхождения осуществляется только после успешного преодоления ребенком предыдущего. Успешность преодоления адаптационного периода, напрямую зависит от совместной, грамотно выстроенной работы психолога, воспитателей и родителей.

По итогам проведения работы по данной программе, направленной на оптимизацию адаптационного периода, выявлена положительная динамика.

У всех участников программы снизилась тревожность, дети начали проявлять больше активности в игровой и познавательной деятельности, свободнее вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Это позволяет предположить о том, что правильно выстроенные алгоритмы адаптации к условиям детского сада, совместные занятия отвечают психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывают на его психическое состояние положительное действие, что в свою очередь, значительно снижает тревожность и облегчает процесс адаптации.

Библиографический список

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002. - №3. – С. 31-35.

3. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.

5. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – С. 12 – 17.

6. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

7. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей / Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.

9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С. 34-37.

10. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. – М.: генезис, 2000. – 123 с.

11. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.

12. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: книголюб, 2003. – 72 с.
2023-12-12 14:39 2023