Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Одной из главных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учеников в образовательном пространстве. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Из опыта своей педагогической деятельности пришли к выводу, что необходимо наряду с урочной системой организации учебного процесса, активно внедрять и новую форму деятельности обучающихся, в которой ученики погружаются в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Одно из ведущих мест среди таких методов принадлежит методу проектов. Участие в проектной деятельности дает возможность у учащихся формировать ключевые компетентности, необходимые им в рамках требований ФГОС. Проектная деятельность может быть организована как коллективная, групповая, парная и индивидуальная деятельность. Такая работа дает выход за рамки учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста – от проекта к проекту. Учебный проект – это комплексный метод, имеющий большое количество видов и разновидностей. Проекты могут быть классифицированы по числу участников, по продолжительности, по предметной области применения, по доминирующему методу в проекте и т. д. В организации проектной деятельности можно выделить несколько этапов:
· мотивационный
учитель – заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
ученики – обсуждают, предлагают собственные идеи;
· планирующий (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
· информационно-операционный
ученики – собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
учитель – наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;
· рефлексивный, оценочный
ученики – представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку;
учитель – выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности? Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающихся педагогу необходимо:
1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки – наблюдения.
3. Создавать группу не более 5 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
4. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность для реализации проектной деятельности имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание этих предметов не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся.
5. Оценка выполненных проектов. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Очень важно – помочь учащимся подготовиться к защите и презентации своих проектов. Это заключительный этап работы, на котором учащиеся представляют, презентуют свою работу. Важно педагогу помочь составить детям небольшой рассказ о ходе выполнения проекта, подготовить их к возможным вопросам со стороны слушателей, отработать некоторые ораторские умения и навыки, необходимые им в ходе публичного выступления. Важно, чтобы проект был общественно значим. После окончания работы можно передать его членам семьи, отнести в детский сад или в библиотеку, просто подарить людям. Очень важно, чтобы дети почувствовали важность и необходимость их проектов, окунулись в атмосферу праздника от доставленной кому-то радости. Оценка проектов со стороны педагога должна носить стимулирующий характер. Каждый участник проекта должен быть поощрен. Но не стоит делать это в форме соревнования с присуждением мест. Нужно отметить каждого, выделив несколько номинаций, например, «Лучший докладчик», «Лучший фотокорреспондент», «Лучший оформитель» и т. д., или присудить победу за «Самый добрый проект», «Самый веселый проект», «Самый нужный проект», «Самый красочный проект» и другие.
Реализуя системно-деятельностный подход в обучении, пришли к выводу, что проектная деятельность как никакая другая не только дает детям высокое качество знаний по учебным предметам, но и готовит их к успеху в жизни, учит достижению конкретных целей, координированному выполнению поставленных задач.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что метод учебного проектирования просто необходим обучающимся начальных классов, занимающимся по новым федеральным образовательным стандартам, т. к. это особое направление внеклассной и внеурочной деятельности, тесно связанное с учебным процессом и ориентировано на развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.