Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
Цель: расширить и углубить знания учащихся по химии.
Задачи.
Образовательные: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о химических веществах и их свойствах; расширить знания об ученых – химиках, о истории развития химии; научить состязательности, неординарности суждения; способствовать развитию кругозора, мышления.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы.
Оборудование: ксероксная бумага А4: зеленого цвета – 4 штуки, желтого цвета – 3 штуки, красного цвета – 2 штуки, скотч, маркер черного цвета. (Листы А4 нужно пронумеровать и приклеить на пол).
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители и участники игры «Самый умный химик». (В зале сидят все желающие посмотреть и поучаствовать в игре). Позвольте мне представить наш судейский совет, который будет судить состязание и оценивать ответы. (Представление членов судейского совета, три ученика или три учителя). Теперь сюда приглашаются наши химики… (Представление химиков – троих учеников, которых выбирают заранее).Ведущий: Теперь я вас ознакомлю с правилами игры. Химикам, на выбор предоставляется три дорожки, порядок выбора определяется судьями по итогам конкурса красноречия. Зеленая дорожка – состоит из 4 этапов, на ней дважды можно давать неправильный ответ; вопросы легкие. Желтая дорожка – состоит из трех этапов, но неправильных ответов может быть не более одного; вопросы средней сложности. Красная дорожка - состоит из двух этапов, но ошибаться на ней нельзя; вопросы сложные. В случае, отсутствия правильного ответа на дорожках, ведущий адресует свой вопрос сидящим в зале. (Правильно ответивший на вопрос, поощряется каким-либо призом).
Ведущий: Первый, кто прошел все этапы своей дорожки, становиться победителем (точнее, ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не может это сделать быстрее). Превысивший предел допустимых ошибок участник уходит к сидящим в зал.
Ведущий: Конечно игра «Самый умный химик», как любое соревнование подобного типа, кроме знаний, интуиции и сообразительности предполагает везение. Я нашим участникам желаю везения и удачи!
Ведущий: Начинаем конкурс красноречия. Заранее за день нашим химикам было дано задание, подготовить красноречивое выступление на тему: «Зачем я изучаю химию?». (Химики по очереди выступают).
Ведущий: Скажите, пожалуйста, наши судьи, чей рассказ вам понравился больше? В каком порядке, они будут выбирать дорожки? (Судьи оглашают результат, участники выбирают дороги и становятся на них).
1 этап
1 вопрос (красная дорожка): Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти, почему? (Ответ: Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав аминокислот, а аминокислоты входят в состав белков – носителя жизни на Земле. Элементом смерти – он входит в состав многих взрывчатых веществ).1 вопрос (желтая дорожка): Разработка залежей, какого минерала послужило для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город? (Ответ: Медный колчедан. Город Медногорск).
1 вопрос (зеленая дорожка): Дайте еще два названия раствору аммиака? (Ответ: нашатырный спирт, гидроксид аммония).
Ведущий: Теперь, мы переходим во второй этап.
2 этап (вопросы из химической лаборатории)
(В химической лаборатории работают научные сотрудники (три ученика- их нужно представить) они по очереди комментируя проделывают опыт и задают вопросы)
1 вопрос (красная дорожка): «Лава-лампа». Воду подкисляем лимонной кислотой и подкрасим пищевым красителем любого цвета (трехлитровая прозрачная ваза, наполовину наполненная водой, один пакетик лимонной кислоты, щепотка красителя). Затем нальем в нашу воду масло и дождемся, пока все масло не поднимется на поверхность воды (0,5 литра масла). Потом, аккуратно бросаем камешек соды (заранее приготовленный: соду намочили немного водой, получается камушки). Что вы наблюдаете, и почему это происходит? (Ответ: образуются пузырьки, которые будут поднимать нашу подкрашенную воду в масло. Сода состоит из металла натрия и остатка угольной кислоты. Когда мы соду добавляем в воду с лимонной кислотой, то остаток угольной кислоты заменяется на остаток лимонной. Получается натриевая соль лимонной кислоты, которая называется цитрат натрия. Остаток угольной кислоты пытается восстановиться до угольной кислоты. Но, угольная кислота крайне не стабильна и распадается на углекислый газ и воду. Именно с выделением углекислого газа и связаны пузырьки на поверхности смеси. Смесь «шипит», из-за выделения углекислого газа).1 вопрос (желтая дорожка): «Пенопласт в ацетоне». Помещаем в ацетон пенопласт и пенопласт куда – то исчезает. Куда исчез пенопласт и что при этом образовалось? (Ответ: Раньше это был рецепт самодельного клея. Он, однако, получался не очень клейкий. Пенопласт на 98% состоит из газа, заключенного в микроскопических тонкостенных ячейках из полистирола и ацетон вытесняет этот газ, но нечего не растворяет. В конце реакции мы имеем густую массу похожую на клей и состоящую из полистирола.).
1 вопрос (зеленая дорожка): «Железный гвоздь». Этот опыт был заложен месяц назад. Первая пробирка – в пробирке находится железный гвоздь, и вода наполовину его покрывает; вторая пробирка – вода полностью покрывает железный гвоздь; третья пробирка - пробирка наполовину наполнена водой и вторая половина наполнена подсолнечным маслом и туда полностью погружен железный гвоздь. Что произошло в пробирках с гвоздем? (Ответ: В первой и во второй пробирках образовалась ржавчина. В первой пробирке больше ржавчины, потому что железный гвоздь соприкасается и с водой и с кислородом воздуха. Во второй пробирке ржавчины меньше - железо соприкасается только с водой. В третей пробирке ржавчины не наблюдается, так как подсолнечное масло препятствует проникновению кислорода, а без кислорода коррозия не развивается, а воды очень мало).
Между этапами игры можно прерваться на рекламную паузу.
Ведущий: Теперь, мы переходим в третий этап.
3 этап
1 вопрос (желтая дорожка): Питерские доктора считали, что молодой Д.И. Менделеев болен туберкулезом, долго не проживет. После окончания института его отправили на юг, в Крым. В Крыму один доктор опроверг диагноз туберкулез и посоветовал. Кто был этот доктор, и что он посоветовал? (Ответ: Пирогов. Посоветовал: работать в сласть, но не переутомляться; побольше гулять и путешествовать; никогда не перечить собственной натуре).1 вопрос (зеленая дорожка): В аравийской пустыне растет дерево -каратика силиква, косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применили для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней. Чему равна масса одного карата? (Ответ: 0,2 грамм или 200 миллиграмм).
Ведущий: Теперь, мы переходим в четвертый этап.
4 этап
1 вопрос (зеленая дорожка): Название, каких элементов схоже с названием планет? (Ответ: уран, плутоний, нептуний).Награждение победителя игры «Самый умный химик»!
Ведущий: Кому не удалось победить в сегодняшней игре, остается вам пожелать дальнейших успехов и побед!Библиографический список
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. 96с.2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 319, [1] с.