НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Утешева О.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Утешева О.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Актуальность работы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что младший дошкольный возраст наиболее чувствителен для формирования у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание — важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в младшем дошкольном возрасте обусловлено интенсивное развитие структуры и функций головного мозга, что расширяет возможности детей в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без чувственного познания.

Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их.

В дошкольном возрасте основная работа по сенсорному воспитанию проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Проблема создания условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи.

Дети в раннем возрасте ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы, выделять их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. В игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Движения пальцев рук и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

В основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

Ознакомление с цветом традиционно начинается как раз в раннем возрасте. Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.

Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Игры, на восприятие звука, дают представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память, речь. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

Литература

1. Бейлина А., Фребель Ф.: Игры и игровые средства // Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – № 3.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988.

3. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.

4. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12.
2024