Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Махота Д.С. Дистанционные уроки по истории и обществознания: проблемы и пути их решения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Образование в современных условиях ставят новые проблемы и требуют поиска решений таковых. Дистанционное обучение вполне резонно заявляет о себе как о новом, актуальном, современном и перспективном виде организации образовательного процесса.
Актуальность такого вида обучения доказала себя в тех условиях, в которых в недавнем прошлом оказался весь мир, то есть в условиях самоизоляции и пандемии.
В ходе дистанционных уроков по истории и обществознания можно активно развивать познавательную деятельность обучающихся. Каким образом?
Во-первых, дети используют свои знания и умения применения компьютерной техники при выполнении заданий, при подключении к онлайн урокам. Это удобно. И для учителя в том числе. Используя наглядный материал (он достаточно легко создается и не требует особых материальных затрат), можно сэкономить время и визуализировать материал или задание.
Однако, следует обратить внимание при каких условиях наиболее целесообразно использование компьютерных технологий и учитывать:
1. психологические особенности учащихся;
2. цели и желаемые результаты обучения;
3. выбор наиболее эффективных компьютерных технологий для решения конкретных задач на конкретном уроке.
В том числе, для того, чтобы не «перегрузить» урок, стоит учитывать возраст учащихся и рекомендуемое СанПиН время нахождения за компьютером.
Правильно подобранный и оформленный материал для урока позволяет повышать успеваемость и развивать интерес к предмету, ценностное отношение к истории.
Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом учеников и уровнем исторических знаний и умений, поэтому учитель должен учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы.
Не стоит забывать, что дистанционные уроки в значительной степени отличаются от традиционных уроков. Методические рекомендации, наглядный материал, программы, в большей степени, разработаны для привычных форм проведения уроков.
А для проведения урока в дистанционном формате таких вспомогательных средств нет либо очень малое количество.
Таким образом, было бы целесообразным создание электронной библиотеки наглядных материалов и разработок для возможности использовать их в педагогическом процессе. Современные средства мультимедиа позволяют создать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Своего рода базу эффективных методических средств обучения в дистанционном формате (различные тренажеры для работы с таблицами, контурными картами, создание тестов при помощи специальных программ).
 Проведение уроков истории и обществознания несколько проще чем, скажем, проведение уроков по химии или физике, есть доля практических занятий (опыты, лабораторные работы), требующие использования специальных приборов и веществ. Но, тем не менее, наглядные материалы также важны.
В процессе дистанционного обучения истории и обществознания встает другая проблема: систематизация объемов учебного материала до таких объемов, чтобы он легко воспринимался учащимися в условиях удаленности от учителя и ограниченности времени. Тем более, следует учитывать при работе с информацией на компьютере, в отличие от полиграфического издания, увеличивается нагрузка на зрение и возрастает утомляемость.
А работа с наглядным материалом очень важна на уроках истории. Поэтому следует сочетать вербальные методы обучения истории и методы поисковой и творческой деятельности. Результатом этой деятельности могут стать проекты (как индивидуальные, так и групповые). Для этого необходима обратная связь с учащимися.
Подобная работа требует и соответствующего уровня владения компьютерной техникой. Не у всех обучающихся, а не редко и у учителей, этот уровень высок. Соответственно. Возникают проблемы с выходом в сеть Интернет и присоединения к видео уроку или конференции.
Путем выхода из данной проблемы может стать обучение работы с программами, обеспечивающими участие в онлайн конференциях.
Другая проблема – несвоевременная сдача учащимися работ. Для этого можно использовать образовательные платформы, где есть возможность ограничения времени выполнения заданий и установить срок сдачи. Удобством данных платформ является тот факт, что после решения заданий появляется оценка.
У МБОУ г. Абакана «СОШ № 31» есть такая образовательная среда. Свою эффективность данная форма организации обучения доказала во время обучения в дистанционном формате. Кроме того, здесь можно отследить активность учащихся и их попытки решения заданий. Это позволяет вовремя работать с отстающими и слабоуспевающими учащимся.
Таким образом, хоть дистанционная форма обучения и является современной и актуальной, тем не менее, несет в себе ряд трудностей. Для их преодоления необходимо оперативно работать всей образовательной системе.

Библиографический список

1.                 Айзман, Р. И. Дистанционное обучение - возможность для непрерывного образования / Р. И. Айзман, В. А. Королев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. - № 6. - С. 22-24.
2.                 Онлайн-образование: растущая индустрия // Университетская книга. - 2017. - № 10 (декабрь). - С. 50-56. 18
3.                 Можаев, Е. Е. Дистанционное образование с применением компьютерных технологий[Текст] / Е. Е. Можаев // Ректор вуза. - 2017. - № 6. - С. 38-47

2022