Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Аверкина С. В. Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf

«Читательская грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, российский лингвист и психолог).
В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со сверстниками и взрослыми. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.
Работа с текстами поможет воспитанию желания читать и развитию интереса к чтению; сформирует умение правильно понимать содержание текста и строить свои высказывания на тему. Проанализировать текст – это внимательно прочитать текст, сформулировать его идею, кратко или подробно изложить, придумать название. Творческие задания, связанные с пониманием текста помогут подключить и логику, и воображение и увлечь в образовательный процесс.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. И я хочу рассказать лишь о некоторых.
Задание №1.
На муравьиной тропе.
Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.
1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.
2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?
3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?
Задание 1.
1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами.
Муравьи...................... живут в муравейнике.
Когда один муравей находит пищу, он.......................................... к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести................................................... Для этого............................ муравейник. Тебе также будут необходимы............................ материалы: лист........................., маленький.................... яблока,............................... земли.
1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к................... в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв............................. яблоко. Они все будут.......................................... по одной дорожке.
2. Передвинь.................................... Последуют ли муравьи за...............?
3. Теперь........................ на бумагу землю, чтобы........................... дорожку. Муравьи некоторое время будут...................................... вокруг. Прокладывают ли они......................................................... дорожку?


(по материалам книги «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других».
Задание №2.
Предлагаю учащимся рассмотреть билет на посещение оружейной палаты. Можно взять любую картинку, любой современный билет, рекламный флаер.


После того, как учащиеся внимательно рассмотрят билет, предлагаю им следующие задания.
Первая группа отвечает на вопросы по билету:
1.       Путешествуя по Москве, мы решили сходить на экскурсию:
А) в каком году мы путешествовали по Москве?
Б) куда мы пошли на экскурсию?
В) через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?
Г) кого не пустят на выставку?
Д) какая цена билета?
Е) в каком веке состоялась выставка?
2. Вторая группа сама составляет вопросы по билету:
А) какую экскурсию мы можем совершить по данному билету?
Б) после покупки билета у нас осталось 10 рублей, сколько еще билетов мы можем приобрести на эти деньги?
В) младшая сестра Кати, которой 5 лет, тоже хочет пойти на экскурсию. Можно ли ее взять с собой?
Г) во сколько начнется экскурсия? Когда нужно подойти, чтобы не опоздать?
Д) что мы сможем увидеть во время экскурсии?
Составление вопросов по картинке или как в данном случае по билету помогает развивать речь учащихся, творческое мышление, расширяет кругозор. Можно даже провести виртуальную экскурсию по современной оружейной палате в Кремле. Детям это очень нравится.
Задание №3.

Спортивная обувь.

На протяжении 14 лет Центр спортивной медицины в Лионе (Франция) изучает проблемы травматизма среди молодых спортсменов и профессионалов. Исследование установило, что лучшим средством от травм является предотвращение травм… и хорошая обувь. Удары, падения, износ и растяжения… Восемнадцать процентов спортсменов в возрасте от 8 до 12 лет уже имеют травмы. Хрящ в лодыжке у футболиста плохо реагирует на удары, и 25% профессиональных футболистов убедились в том, что это их самое слабое место. Хрящ хрупкого коленного сустава может быть также сильно поврежден и, если не принимать никаких мер еще в детстве (в возрасте 10–12 лет), это может стать причиной преждевременного остеоартрита. Бедро тоже страдает, особенно при усталости. Тогда игрок рискует получить перелом в результате падения или столкновения.
Согласно исследованию, у футболистов, которые уже играют больше десяти лет, появляются костные наросты на голени или пятке. Это то, что называют «ногой футболиста», т. е. это изменение, вызванное обувью, у которой подошва и часть у лодыжки слишком подвижные. Защита, поддержка, устойчивость, смягчение.
Слишком жесткая обувь может сковывать движения. Слишком же эластичная обувь увеличивает риск получения травм и растяжений. Хорошая спортивная обувь должна отвечать следующим четырем критериям: Во-первых, она должна обеспечивать защиту от внешней среды – защита от ударов мяча или другого игрока, сглаживание неровной поверхности земли, а также сохранение ноги в тепле и сухости, даже в ужасно холодных и дождливых условиях. Во-вторых, она должна поддерживать стопу, в особенности сустав лодыжки, чтобы избежать растяжений, опухоли или других проблем, которые могут негативно повлиять на колено. Обувь также должна быть устойчивой, чтобы игрокам не было скользко на мокрой земле и чтобы они не тормозили на слишком сухой. Наконец, она должна смягчать удары, особенно в волейболе и баскетболе, где игроки постоянно подпрыгивают.
Сухость ноги. Для того чтобы избежать незначительных, но болезненных последствий, таких, как мозоли, трещины или даже грибок стопы, обувь не должна препятствовать испарению пота и должна предотвращать попадание внутрь сырости. Идеальным материалом для такой обуви является водостойкая кожа, которая защитит обувь от промокания при первом же дожде.
Часть 1
1. Что хотел сказать автор в данной статье?
А) Качество спортивной обуви стало лучше.
Б) До 12 лет лучше не играть в футбол.
В) Молодые люди все больше и больше страдают от травм по причине их плохой физической подготовки.
Г) Как важен выбор хорошей спортивной обуви для молодых спортсменов.
2. Почему, согласно статье, спортивная обувь не должна быть слишком жесткой?
3.       В статье говорится: «Хорошая спортивная обувь должна отвечать следующим четырем критериям». Перечислите эти критерии.
4.       Прочитайте предложение, взятое из конца статьи. Оно представлено в двух частях:
«Для того чтобы избежать незначительных, но болезненных последствий, таких, как мозоли, трещины или даже грибок стопы…» (первая часть)
«…обувь не должна препятствовать испарению пота и должна предотвращать попадание внутрь сырости» (вторая часть).
5.       Как связаны две части данного предложения?
А) противоречит первой.
Б) повторяет первую.
В) демонстрирует проблему, описанную в первой.
Г) предлагает решение проблемы, описанной в первой
Часть II
6.       Написать свою статью о любом товаре.
Задание №4.
Самым любимым творческим задание для учащихся 5-7 классов является переписать любую небольшую русскую народную сказку в разных стилях речи (разговорный, научный, публицистический).
Таким образом, одна из важнейших задач современного образования - это приобщить учащихся к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя. Это насущная проблема на сегодняшний день, и задача педагогов состоит в том, чтобы с помощью эффективных и интересных методов работы с текстом развить у учащихся интерес к чтению.
Библиографический список:
1.       Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. 2006 г.
2.       Читательская грамотность школьника (5 – 9 классы): книга для учителя. По ред. И. Н. Добротиной. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2020 г.
2022