Исследовательская и проектная деятельность

Редченко С. В. Методика проведения исследовательских игр. Авторская дидактическая игра

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Методика проведения исследовательских игр. Авторская дидактическая игра
В условиях жестких информационных перегрузок, мультизадачности и мультимодальности учебных процессов в образовательных организациях всех уровней и профилей наиболее острой становится проблема компрессии и структурирования учебной информации [8, с.19], а умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации становятся особенно актуальными.
Особенно важно уметь работать с информацией при организации исследовательской и проектной деятельности. В качестве предметов исследования могут выступать совершенно любые объекты и элементы. В ходе исследования образуются сведения, представленными данными об объекте или процессе, которые нужны для проведения анализа и принятия решений, формирования определенного багажа знаний.
Как же сделать этот процесс усвоения и передачи информации эффективным, личностнозначимым?
Овладеть универсальными учебными действиями, чтобы уметь достигать цели, решать поставленные задачи, позволяет системно-деятельностный подход в образовании, предполагающий активную деятельность обучающихся.
Цитируя И.С.Кона, «активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве волевых актах, общении» [3, с.154]. По мнению В.С.Селиванова, «активность личности - особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность» [4, с.223].
Но для проявления и формирования активности личности необходима определенная среда, находясь в которой обучающийся на собственном опыте и через усвоение социальных отношений и связей приобретает умения, качества, убеждения, нормы поведения и формы взаимодействия, необходимые ему для успешного обучения и активной жизни в социуме.
Эффективным решением проблемы представляется организация ориентированного сотрудничества через субъект-субъектные отношения в ходе дидактической игры «Общественный займ», предполагающей деятельность обучающихся в команде. Дидактическая игра позволяет не только обучать школьников находить нужную информацию, трансформировать и обрабатывать ее в зависимости от поставленных целей и задач, но и находить практическое применение полученных знаний, что повышает мотивацию учебной деятельности и социальной активности.
Работа с общественным займом была навеяна «пионерским займом». Впервые данная форма работы была опробована в городе Карачаевске в тридцатых годах, когда займ был популярен в пионерской организации. Первоначально планировалось, что облигация займа будут выпускать организации, предприятия, заинтересованные в помощи пионеров. Пионеры, реализовавшие займ, имели право на денежное вознаграждение.
Идею займа было решено перенести в учебную и воспитательную деятельность с необходимыми коррективами. Работа с облигациями охватывает урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность детей. Дети приобретают навык коммуникативного и социального взаимодействия.

Описание хода игры

Класс делится на команды. Определяются направления работы, проводится разведка дел по этим направлениям, и выпускается облигация займа. Облигация состоит из нескольких тематических купонов, где указаны направления деятельности: работа с информацией, творчество, освещение вопроса в СМИ, социальное взаимодействие и т.д.
По мере выполнения заданий, купон «гасится» подписью руководителя игры, учителя-предметника, заместителя директора, начальником волонтерского отряда, социальным партнером и т.д. Работа с займом охватывает разные виды деятельности детей: работа с информацией, учеба, творчество, освещение вопроса в СМИ, социальное взаимодействие и т.д. Виды деятельности зависят от тематики займа и целесообразности работы по каждому направлению.
Купон «Информация» оценивает умение команды работать с различными информационными источниками. Например, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, учебная литература, интернет. Если найденная информация обширна, грамотно переработана, усвоена всеми членами группы и соответствует заявленной теме, то купон может быть «погашен», например, работником библиотеки.
Купон «Знания» предполагает приобретение детьми определенных знаний по заявленной теме облигации. Члены команды сдают привила, определения, законы и т.д. преподавателю, например, в виде зачета. Если педагог считает, что материал усвоен всей группой достаточно, то «гасит» купон своей подписью.
Купон «Творчество» предполагает практическое применение полученных знаний в интересной форме. Возможно, члены команды создадут по теме облигации определенный продукт - компьютерная презентация, тематический видеоролик, интерактивная игра, викторина, коллаж и т.д. Можно провести тематический классный час, выступить на родительском собрании, представить работу своей команды на уроке, внеурочном занятии и т.д.
«Погасить» купон «СМИ» можно, написав статью или заметку в любое периодическое издание, например, местная газета, детский журнал, школьная газета. Можно изготовить информационный буклет или нарисовать плакат, выпустить свою тематическую газету.
Купон «Социум» может быть «погашен» социальным партнером. Например, работниками краеведческого музея, зоопарка, заповедника, начальником волонтерского отряда, работником предприятия, с которым взаимодействовала команда и т.д.
Тематика купонов, предлагаемый вид деятельности зависят от темы облигации, проводится дидактическая игра на уроке, внеурочном занятии или внеклассном мероприятии. По длительности игра может быть рассчитана и на одно занятие, но эффективнее использование игры на более длительный период действия.
Когда «погашены» все купоны, облигация займа сдается руководителю. После этого, команда может взять еще одну облигацию. По окончанию игры команды могут презентовать свою работу товарищам. Те учащиеся, чья команда успешно представила свою работу или сдала большее количество облигаций, имеет право на вознаграждение. Это может быть оценка по предмету, грамота за активность от учебного заведения, право на экскурсионную поездку, приз и т.д. Для покупки призов можно использовать деньги, например, вырученные на школьной Ярмарке или средства, выделенные родительским комитетом класса. Но, главной должна быть идея не получить материальное вознаграждение, а привести свою команду к победе. После займа обязательно проводится анализ сделанной детьми работы.
Предлагаемая дидактическая игра позволят обеспечить оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Положительный эффект применения «Общественного займа»:
·          возможность разностороннего подхода к решению проблемы (познавательные УУД);
·          уточнение взаимных позиций относительно рассматриваемого вопроса (регулятивные, личностные УУД);
·          уменьшение сопротивления изменениям и усвоению новой информации (познавательные УУД);
·          сглаживание скрытых конфликтов, т.е., принятие чужой точки зрения независимо от эмпатии - антипатии к определенным членам группы (коммуникативные УУД);
·          выработка группового решения и принятие его как собственного (коммуникативные, личностные УУД);
·          включение механизмов принятия личной ответственности за общий результат (личностные, регулятивные УУД).
То есть, положительный эффект применения дидактической игры заключается в эффективном формировании УУД школьников, что и является целью современной педагогической деятельности.

Библиографический список

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
2.        Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010 - 151с.
3.        Гримак, Л.П. Общение с собой/ Л.П.Гримак - М.: Политиздат, 1991г.
4.        Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Серия «Стандарты второго поколения»: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/ А.Я. Данилюк и др.— М.: Просвещение, 2013г.
5.        Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С.Кон - М.: Просвещение, 1981г.
6.        Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010.
7.        Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания/ В.С.Селиванов - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
8.        Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 1. с. 154–176. Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль Т.А. Гаврилова, И.А. Лещева
2020-12-22 16:03 2020