НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коломина Н.Н., Досказиева Г.Х. Использование методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Коломина Н.Н., Досказиева Г.Х. Использование методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

В практике работы с детьми психологами было установлено, что дети первых семи лет жизни являются маленькими исследователями, их мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно это для осуществления естественнонаучного и экологического образования. Самыми главными методами в работе являются наблюдения и эксперименты, именно благодаря им происходит воздействие на все анализаторы ребёнка.

Использование объектов живой и неживой природы ближайшего окружения, позволяет формировать познавательный интерес, познавательные мотивы деятельности и бережное отношение к природным объектам.

Именно этот метод экспериментирования позволяет дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.

Дошкольники очень любят экспериментировать, так как этот метод соответствует их возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а по мнению Н.Н. Подьякова в первые три года жизни ребёнка – практически единственный способ познания окружающего мира.

Экспериментирование позволяет ребёнку получать не устную информацию, а практическую, что очень важно для формирования естественнонаучных понятий.

Детское экспериментирование не изолированно от других видов деятельности, а наоборот, оно тесно связано с наблюдениями, трудовой и творческой видами деятельности.

Без сомнений, наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как благодаря процессу наблюдения можно фиксировать весь процесс эксперимента. Необходимо отметить, что младшие дошкольники самостоятельно не могут фиксировать результаты наблюдений, а старшие дошкольники при напоминании могут самостоятельно зарисовывать наблюдаемые явления.

Примером такой работы может служить организация наблюдений за проращиванием семян. При проращивании семян воспитатель обращает внимание на необходимые условия при этом младшие дошкольники чаще всего забывают о необходимости поливать семена, они «ждут» немедленных превращений, а старшие дошкольники напротив внимательно наблюдают за соблюдение условий роста растений.

Интересные взаимодействия возникают между трудовой деятельностью и экспериментированием у детей. Труд, например обслуживающий может и не быть связан с экспериментированием, но эксперимент без выполнения трудовых действий невозможен. В данном случае воспитатель акцентирует внимание на соблюдении техники безопасности при проведении экспериментов, организации рабочего места, а также уборки после эксперимента.

Взаимосвязь творческой деятельности детей и экспериментирования можно наблюдать при выполнении рисунков, сочинения рассказов, подготовки поделок из природного материала, участия в групповых и индивидуальных проектах.

Большое значение имеет проведение экспериментов для развития речи дошкольников. Дети стараются правильно говорить при формулировании цели эксперимента, хода и подведения итогов.

Исходя из календарно-тематического планирования мы предлагаем детям опыта по временам года.

Например, для детей 5-6 лет:

Январь – опыт «Пар – тоже вода»

Февраль – опыт «Лёд - твёрдая вода». «Лёд легче воды».

Март – опыт «Очистка грязной воды».

Апрель – опыт «Какой бывает вода».

Май – опыт «Здравствуй ветер!»

Июнь – опыт «Вода нужна всем».

Июль – опыт «Как увидеть воздух».

Август – опыт «Как услышать воздух».

Сентябрь – опыт «Ходит капелька по кругу».

Октябрь – опыт «Чем пахнет воздух».

Ноябрь – опыт «Почва: необходимость удобрений для роста растений».

Декабрь – опыт «Питание растений моей группы».
2023