Аннотация: Одной из ключевых задач воспитательной деятельности суворовских училищ является эффективная социализация суворовцев в военном довузовском образовательном учреждении, помощь в осознанном выбору профессии. Для ориентации к осознанному выбору профессии воспитатели суворовских училищ применяют в своей деятельности современные и эффективные методы работы по военно-профессиональной ориентации. В данной статье будет рассмотрена система работы воспитателя в военно-профессиональной ориентации суворовцев. Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, суворовцы, воспитательная работа, выбор профессии. На сегодняшний день остро встает вопрос о росте профессионального уровня кадров в Вооруженных Силах. Недостаточный уровень профессионализма военнослужащих объясняется, в том числе и недостаточным уровнем подготовки воспитанников школ для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях Министерства обороны, так и малым количеством кандидатов на службу. Проведённые опросы в школах г. Перми, показали, что школьники слабо интересуются военной профессией - из 130 «опрошенных» всего лишь 25 % считают, что хотели бы служить в военной сфере. Более 60 % выпускников заявили о своем нежелании идти в армию. Несомненно, вызывает тревогу факт того, что на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» - 31 % выпускников ответили, что «не считают». Также на вопрос: «Какие поступки должны характеризовать патриота?» - 42 % выпускников назвали категории «уважительности» и «честности», 38 % отметили «любовь к стране», а остальные вообще написали ответ «не знаю». Как видно, вопрос по формированию военно-профессиональной ориентации учащихся развит слабо. В связи с чем, следует организовать систему работы должностных лиц в довузовских учебных учреждениях по привитию молодому поколению патриотического воспитания, мотивировать их к прохождению службы и формировать у молодых людей готовность к выполнению служебного долга и готовности приносить пользу государству. Эту роль взяли на себя суворовские училища. Отличие рядового школьника от суворовца заключается в том, что последний изначально осознанно выбирает военное направление. Главной задачей суворовского училища является обеспечение интеллектуального, культурного и нравственного развития обучающихся путем качественной организации образовательного и воспитательного процесса. Воспитатели и педагоги суворовского училища должны создать правильную мотивацию, максимально благоприятные условия для развития каждого воспитанника. Коллектив учреждения должен способствовать развитию познавательной активности, формировать у воспитанников понятий нравственности и духовных ориентиров. Пропагандировать здоровый образ жизни. Сотрудничать с родителями в деле воспитания и обучения детей. Чтобы более правильно сформировать понятие военно-профессиональной ориентации и обосновать систему работы воспитателя, следует обобщить мнение известных педагогов-учёных. Военно-профессиональная ориентация представляет собой личностное образование, включающее мотивы, интересы, потребности, проявляемые как осознанное отношение к военной профессии. [3, с.70-77] Военно-профессиональная ориентация также представляет собой систему социальных, экономических, организационных, психолого-педагогических, а также медицинских мероприятий, являющихся элементом воспитательного процесса. Прежде всего военно-профессиональная ориентация направлена на развитие у суворовцев готовности к сознательному выбору профессии в соответствии со своими желаниями. Так по мнению А.П. Мурачева, военно-профессиональная ориентация представляет собой обусловленный фактор формирования готовности к военной службе и определяет ее как важную деятельность по оптимизации процесса профессионализации, с целью формирования у воспитанников и поддержания у них высокого уровня готовности к службе. Теоретическое исследование проблем военно-профессиональной ориентации позволяют выделить ряд моментов: - рассматривая проблемы военно-профессиональной ориентации, справедливо говорить о выборе профессиональной деятельности, о её значимости и престижности. - военно-профессиональная ориентация представляет собой сложный процесс осознания и освоения военной профессии, где под «осознанием и освоением» понимается познание выбранной трудовой деятельности и профессиональное совершенствование в ней. Анализируя изучение проблем профессионального выбора, следует выделить несколько ключевых факторов. Так, по мнению Ю.С. Коняхиной в качестве ключевых факторов следует выделить такие воздействия как «социальную ситуацию и уровень реализации профессиональной деятельности» [8, с. 393]. По мнению Э.Ф. Зеера, к внешним воздействиям выбора профессии следует относить структуру образования [5, с. 33 – 34], И.В. Деменьтьев - структуру профессиональной ориентации, состояние рынка труда, существующие социальные стереотипы, выражающиеся в мнениях родителей, воспитателей и командиров, а также сверстников [2, с. 245]. К внутренним воздействиям стоит выделить собственные интересы, мотивацию, способности, индивидуальные особенности. Э.Ф. Зеер в исследовании профессионального самоопределения акцентирует своё внимание на нарастании профессионального самоутверждения, а также на этапах становления и развития личности в профессиональную структуру [5, с. 32]. Дементьев И.В. отмечает следующие этапы выбора профессии: 1) Образный этап - охватывает период от раннего школьного возраста до окончания начальных классов, когда формируются основы трудового умения. 2) Поисково-зондирующий этап - охватывает период с пятого по восьмой класс, когда формируется профессиональная ориентация. 3) Третий этап – охватывает период с 9 по 11 классы, когда формируется профессиональное самосознание. [2, с. 244] Как показывает практика вышеуказанные факторы воздействуют на формирование военно-профессиональной ориентации суворовцев под воздействием профессиональной деятельности воспитателя [1, с. 128]. При этом, в основе педагогического сопровождения формирования военно-профессиональной ориентации суворовцев лежит формирование условий для интересов самих учащихся. Важным условием организации педагогического сопровождения военно-профессиональной ориентации суворовцев является применение опыта развития военного образования, накопленного веками. Для достижения цели военно-профессиональной ориентации суворовцев, особенно в 9 – 11 классах, воспитателям суворовских училищ следует придерживаться следующих правил: - взаимодействовать и согласовывать проведения мероприятий с другими суворовскими училищами, высшими военными учебными заведениями и войсками; - модернизировать методы и средства военно-профессиональной ориентации суворовцев; - создавать все условия, чтобы воспитанники суворовских училищ имели возможность осознать все особенности несения службы. Формами воспитательной работы по военно-профессиональной составляющей суворовцев являются: - ознакомление с профессией; - мероприятия по военно-профессиональному просвещению; - применение в процессе воспитания и обучения упражнений военно- прикладной направленности; - консультации по профессиональной направленности; - проведение встреч с суворовцами – выпускниками, кадровыми офицерами и ветеранами; - посещение музеев, воинских подразделений; - знакомство с жизнью, службой военнослужащих, офицеров. [9, с. 67] Методами воспитательной работы военно-профессиональной ориентации суворовцев являются: анкетирование, наблюдение, беседы, консультирование, диагностика, обобщение результатов [6, с. 37]. Воспитательное сопровождение военно-профессиональной ориентации суворовцев заключается, прежде всего, во введении в специальность и организация воспитательного процесса. Система работы воспитателя должна соответствовать современным формам реализации процесса военно-профессиональной ориентации: - презентация профессий, специальностей; - выставки, промо-акции, экскурсии; - мастер-классы, тренинги, практические пробы; - профориентация на сайте военного училища; - презентации военных специальностей, профессий; - видеоролики о высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации; - выход профориентологов на классные часы, классные и родительские собрания (классные, общие); - индивидуальная работа, анкетирование, диагностика, консультирование; - смотры, конкурсы профессионального мастерства; - сотрудничество с представителями военных организаций и учреждений, проведение совместных мероприятий; - мероприятия к 23 февраля и Дню Победы, Дням воинской славы; - торжественное принятие клятвы и дни открытых дверей; - прощание со знаменем в день выпуска. На что еще направлена современная профориентация? Она направлена в будущее. Еще одной из форм профориентационной работы являются движения «Юнармия» и кадетство, как военно-профессиональная пропаганда, «туризм в профессию». Воспитатель должен уметь применять в своей работе практико-ориентированные формы: квесты, квест-экспедиции (пришел – увидел – обучился - выполнил); школы реальных дел («Трудовой десант», различная практическая деятельность); профессиональные лагеря; научные сообщества; профессиональные пробы; ролевые, деловые и имитационные игры; тренинги и другие новые методики. Следующая форма - пропаганда военных профессий – это плакаты, красочные фотографии, стенды, обращения, видеоклипы и т.д. Система по формированию военно-профессиональной ориентации воспитанников суворовских училищ должна проходить в рамках совместной эффективной работы воспитательного и образовательного процесса, в которой присутствуют обязательные направления воспитательной работы, а также досуговая и внеурочная деятельность [7, с. 456]. Считаю одним из важных направлений - разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации, а также интерактивные мастер-классы для выпускников и их родителей по ряду профессий. Суворовцы должны принимать активное участие в воспитательных мероприятиях таких как: спортивные соревнования; участие в празднике военного мастерства; поздравление ветеранов Великой Отечественной войны; участие суворовцев в возложении цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны; участие в шествии «Бессмертного полка» на 9 мая; трудовой-экологический десант. Кроме того, должна быть программа повышения квалификации профориентологов по вопросам профессиональной ориентации учащихся школ. На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что совместные усилия педагогов и воспитателей создают условия для самореализации личностей суворовцев. Эффективность воспитательной работы в военно-профессиональной ориентации суворовцев заключается в достижении цели - формировании готовности к выполнению служебного долга и готовности приносить пользу государству и обществу. Источники информации: 1. Гусев И.Т., Н.П. Калашников, А.В. Качалов и др. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения /. М.: Высш. шк. 1982. – С. 128. 2. Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации. Психологический и педагогический аспект // Научные труды республиканского института высшей школы. Минск, 2009. – С. 244 - 245. 3. Железняк Л.Ф. Методика изучения ВПО офицеров // Военная мысль, 1970 – № 6. С. 70–77 4. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии: на примере курсантов военных ВУЗов г. Москвы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. – М.: СТИ МГУС, 2002. – С. 9 - 12 5. Зеер Э.Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социальноэкономических условиях // Педагогический журнал Башкортостана, 2013. – № 3–4 (46–47). С. 32–34. 6. Йовайша JI.A. Основы подготовки учащихся к выбору профессии. -Автореф. дисс. докт. пед. наук. Вильнюс, 1971. – С. 37. 7. Камалов И.Ш. Социология военно-профессиональной ориентации: проблемы современной теории и практики / Монография. Пермь. ПГТУ, 1997. – С. 456. 8. Коняхина Ю.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов вуза // Социальная политика и социология, 2009. –№ 6, Ч. –1. С. 393. 9. Кононов И. А. Военно - патриотическое воспитание кадетов / И. А. Кононова, А. Г. Голованов // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2017. – № 1-2 (23). – С. 67.