Актуальные вопросы начального общего образования

Ценева Е.В. Неуспеваемость глазами психолога. Причины неуспеваемости детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за определенное время знаниями, которые предусмотрены учебной программой.
В основе неуспеваемости, по мнению И.В.Дубровиной [1], находятся психологические причины, которые можно объединить в две группы.
К первой группе принадлежат
·          недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова
·          нарушение в развитии мотивационной сферы детей.
Изучая причины первой группы, можно говорить о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усвоить качественно школьные предметы и не умеет на конкретном уровне выполнять учебные действия.
Среди психологических причин первой группы отметим следующие:
·           несформированность способов учебной работы
·           недостатки становления психологических процессов, главным образом мыслительной сферы младшего школьника
·           неадекватное использование ребенком своих индивидуальных типологических особенностей, которые проявляются в познавательной деятельности.
Я провела исследование (1- 4классы), в ходе которого использовала нижеперечисленные методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, которые возникают у учащихся в учебной деятельности и причины их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной работы; анализа письменных работ и журнала успеваемости.
И, таким образом, выделила ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей.
Примерно 3% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько оснований — низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
Приблизительно 10% ребят часто допускают орфографические ошибки, но при этом могут наизусть ответить совершенно любое правило, — этот случай носит название так называемой “неразвитости орфографической зоркости”. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкая степень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
У 10% была отмечена невнимательность и рассеянность. Были выявлены следующие причины: низкая степень развития произвольности, невысокий уровень объема внимания, слабый уровень концентрации и устойчивости внимания.
Примерно 12% младших школьников испытывают затруднения при пересказывании текста.
Причины: не сформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
10% детей неусидчивы.
Чаще всего это может быть вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, слабым уровнем развития волевой сферы.
12% учащихся испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.
Выделены следующие причины: слабая концентрация внимания, не сформированность приемов учебной деятельности, пониженная степень восприятия и произвольности.
У 9% ребят регулярная грязь в тетради.
Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
Приблизительно 6% школьников часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы.
Это позволяет говорить о не сформированности приемов учебной деятельности, слабом уровне развития произвольности.
Около 12% детей постоянно забывают дома учебные предметы.
Причины — низкая степень развития произвольности, пониженный уровень концентрации и устойчивости внимания и главная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
7% учащихся нередко переспрашивают.
Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о невысокой степени развития переключения внимания и о несформированности умения принять учебную задачу.
6% ребят плохо ориентируются в тетради.
Причины — низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б.П.Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что трудности, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому, прежде всего, необходимо осуществлять и проводить систематическую работу с целью педагогической профилактики (Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса [3]), предупреждения и преодоления проблем школьной неуспеваемости.
Почему же учиться трудно? Вот, первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
1.        У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
2.        Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
3.        Нет основных навыков работы: умение слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4.        быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
5.        Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6.        Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
7.        Специфические расстройства: например, дислексия – такому ребенку сложнее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройства счета. Дисграфия – трудности при овладении письмом.
8.        Нарушение зрения, слуха.
9.        преобладание у ребенка одного канала получения информации, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
10.    Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
«Почему дети могут, но не хотят учиться?»
Сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам.
1.        Они совершенно не знают, для чего это нужно.
2.        Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения, уговоры и угрозы здесь не подействуют. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.
3.        успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребенка наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется.
4.        Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка.
Только при помощи совместной работы педагогов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а также при необходимости врачей-специалистов можно добиться результата.
Памятка учителю
Неспособность к учению – чрезвычайные трудности в усвоении таких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии отсутствии сенсорных или моторных дефектов.
Дислексия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении чтением.
Дисграфия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении письмом.
Дискалькулия - неспособность к учению, связанная с чрезвычайными трудностями в овладении арифметическими навыками.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить в течение требуемого для этого времени.
Гиперактивность – чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.
Список литературы
1.        Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
2.        Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с.
3.        Есипов Б.П. Данилов, М.А. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов; под ред. Б.П. Есипова – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 518 с.
4.        Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.


2019-05-17 16:03 2019