Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf
Задачи:
Ø Познакомить детей с составом земли(то, по чему мы ходим - камни, песок, глина, почва.)
Ø Дать знания о некоторых свойствах земли, камней, глины, почвы.
Ø Упражнять в умении сравнивать, анализировать.
Ø Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.
Ø Воспитывать любовь к земле.
Ø Учить видеть необычное в обычном.
Ø Формировать основы экологической культуры.
Материалы и оборудование:
ü Мисочки с песком; глиной, камнями, почвой.
ü Вода, ложечка для воды.
ü Салфетки, коктельные трубочки.
ü Поднос для смешивания
Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли».
Предварительная работа:
Проведение экспериментальной деятельности (сравнивание почвы),
Рассматривание журналов, энциклопедий.
Беседа та тему: «Подземные жители»
Текст физкультминутки- Кизил М.В.
Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли?»
Ход занятия.
Организационный момент:-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.
И топчут её, и режут её-
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля)
-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.
-Почему говорят, что она всем добром отвечает?
-Почему землю называют мать-земля, матушка?
-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)
Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.
Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?
-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)
2.Эксперементирование. (Форма организации - парами)
-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки - с песком, глиной, камнями, почвой)
-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.
-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)
-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?
-Сначала исследуем ПЕСОК.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)
-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.
-А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?
-Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…
(Пустыни)
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
-Что мы будем исследовать дальше?
-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина? Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)
-Давным - давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко подскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.
3.Физкультминутка. Повторить 2 раза.
РАЗ - и стану я Землёй,
- Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два - и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе
- Не ходите вы по мне!
Три - сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас,
Никому не надо.
Пять - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
"Чтите матушку свою!"
* * *
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
-Братья нам и мы друзья!
Продолжение экспериментирования.
Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМЕШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.
Какие они?
Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)
А где живут камешки?
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?
В этой мисочке - ПОЧВА.
Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)
Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!
Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).
Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.
Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей).
А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.
Что получилось? (земля).
Все эти части необходимы земле. Почему?
Молодцы, вы были хорошими учёными.
-Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему?
Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.
Земля - Это ещё и название наше планеты.
Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную,
«ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя.
Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается батиком.
Ну, а теперь поиграем!
Игра: «Откуда эта горсть земли?»
Повторить 3-5 раз.
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. (Цветок с б-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.) Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).
Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.
Ход игры.
Ребята, на лепестках этого цветка - картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).
-Давайте отгадаем - откуда «горстью земли», которую вы выберете из этой коробочки.
Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле.
А теперь давайте проверим.
ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,
ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,
ПОЧВА-ЛЕС, САД,
КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.
Заключительная часть.
Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому.
А теперь давайте пообщаемся с землёй.
Беру поднос, снимаю батик - из земли видны молодые побеги.
(Поднос подменили во время игры.)
Посмотрите! Что это?! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей). -Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.
Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.
Вы были не только учёными, но и волшебниками!!! Вам понравилось?
Занятие окончено.