Ø Познакомить детей с составом земли (то, по чему мы ходим - камни, песок, глина, почва.) Ø Дать знания о некоторых свойствах земли, камней, глины, почвы. Ø Упражнять в умении сравнивать, анализировать. Ø Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы. Ø Воспитывать любовь к земле. Ø Учить видеть необычное в обычном. Ø Формировать основы экологической культуры. Материалы и оборудование: ü Мисочки с песком; глиной, камнями, почвой. ü Вода, ложечка для воды. ü Салфетки, коктельные трубочки. ü Поднос для смешивания Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли». Предварительная работа: Проведение экспериментальной деятельности (сравнивание почвы), Рассматривание журналов, энциклопедий. Беседа та тему: «Подземные жители» Текст физкультминутки- Кизил М.В. Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли?»
Ход занятия.
Организационный момент: -Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии. И топчут её, и режут её- Она не серчает, Добром отвечает. Кто нам общая мать? (Земля) -Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. -Почему говорят, что она всем добром отвечает? -Почему землю называют мать-земля, матушка? -Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная) Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня. Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите? -А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты) 2.Эксперементирование. (Форма организации - парами) -Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки - с песком, глиной, камнями, почвой) -Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу. -На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют) -Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём? -Сначала исследуем ПЕСОК. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий) -А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? -В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга. -А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий? -Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? -А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды… (Пустыни) Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь. -Что мы будем исследовать дальше? -Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина? Внимательно рассмотрите её. -Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга) -Может это не глина, а камни? -Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось? -Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить) -Давным - давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой. Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко подскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины. 3.Физкультминутка. Повторить 2 раза. РАЗ - и стану я Землёй, - Посмотрите я какой. Очень сильный, очень крепкий, Очень добрый и большой. Два - и в миг я глиной стану, На ботинки к вам пристану, Если дождик во дворе - Не ходите вы по мне! Три - сейчас я холм зыбучий, Очень жёлтый и сыпучий, Осторожней, люди, будьте, Если вы не на верблюде! А четыре - камни мы, Крепкие ребята. И бросать в окошко нас, Никому не надо. Пять - я почва - верхний слой, Дружат травы все со мной, И деревья, и кусты, Червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: "Чтите матушку свою!" * * * Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ, Все живущие под солнцем -Братья нам и мы друзья! Продолжение экспериментирования. Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМЕШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга. Какие они? Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.) А где живут камешки? Вывод:камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче. Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней? В этой мисочке - ПОЧВА. Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.) Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности. Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей). А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (земля). Все эти части необходимы земле. Почему? Молодцы, вы были хорошими учёными. -Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса. Земля - Это ещё и название наше планеты. Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя. Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается батиком. Ну, а теперь поиграем! Игра: «Откуда эта горсть земли?» Повторить 3-5 раз. Описание игры. На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. (Цветок с б-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.) Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва). Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией. Ход игры. Ребята, на лепестках этого цветка - картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле). -Давайте отгадаем - откуда «горстью земли», которую вы выберете из этой коробочки. Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле. А теперь давайте проверим. ПЕСОК-ПУСТЫНЯ, ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ, ПОЧВА-ЛЕС, САД, КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ. Заключительная часть. Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому. А теперь давайте пообщаемся с землёй. Беру поднос, снимаю батик - из земли видны молодые побеги. (Поднос подменили во время игры.) Посмотрите! Что это?! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей). -Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах. Вы были не только учёными, но и волшебниками!!! Вам понравилось? Занятие окончено.