Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf
В последнее время значительно возросло внимание к проблемам детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.
К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные. Специалисты рассматривают отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы «родитель-ребенок». Так, в литературе используются разные термины: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т.д.
Большинство западных авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком:
-автономия – контроль (Э.С. Шефер, Р.К. Белл, Е.Е. Маккоби, В. Шутц);
-отвержение – принятие (М. Селигман, А.И Захаров, Д.Н. Исаев, А.Я. Варга);
-требовательность, строгость (Е.Е. Маккоби, Р. Коннер);
-степень эмоциональной близости, привязанности (Д. Боулби, Г.Т. Хоментаускас);
-непоследовательность – последовательность (Д. Боулби, А.И. Захаров).
Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты [3].
Многие авторы выделяют любовь и контроль как основные факторы схемы родительского поведения. Так, Э.С. Шефер самыми общими характеристиками этой схемы считал два полярных фактора: «любовь - ненависть» и «автономия - контроль», первый фактор - эмоциональный, второй - поведенческий. Различные комбинации этих факторов могут приводить к различным аспектам родительского поведения [2].
Е.Е. Маккоби анализировала способы родительского контроля и подчеркивала, что при последовательности родительского контроля у детей обнаруживаются:
а) способность контролировать агрессивные импульсы;
6) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;
в) активность - способность подойти к новой ситуации с доверием, проявить инициативу и настойчивость в начатых делах, общее хорошее настроение [4].
Э. Фромм указывал, что материнская любовь по самой своей природе безусловна, а безусловная любовь «утоляет одно из сокровенных желаний не только ребенка, но и любого человека». Отцовскую любовь он считал обусловленной, и это соответствует психоаналитическому пониманию функций семьи, где мать - природа, а отец - государство. Принцип отцовской любви таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня» [10].
Отечественный психолог B.В. Столин рассматривал любовь как отношение, сочетающее в себе симпатию, близость, уважение. Однако следует понимать, что далеко не всякая любовь обозначает принятие другого, так же как само принятие не обязательно приводит к любви [1].
Г.Т.Хоментаускас в своей работе «Семья глазами ребенка» подчеркивал, что родительская любовь - двустороннее отношение, и ее нельзя оценить с одной точки зрения. Она предполагает двух участников - родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия [11].
Многие отечественные исследователи, а именно: А.Я. Варга, А.С Спиваковская, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев понимали понятие «отвержение» как нарушение детско-родительских отношений и выделяли его в неблагоприятный тип воспитания.
Цель исследования. Изучение особенностей поведения матери и ребенка-дошкольника 3 лет в семье.
Объект исследования. Детско-родительские взаимоотношения.
Предмет исследования. Взаимоотношения матери и ребенка-дошкольника.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методики: Тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столина «Анализ родительских отношений». Опросник «Взаимодействие родитель–ребенок» И.М. Марковской (вариант–для родителей дошкольников и младших школьников).
В исследовании приняли участие 20 диад – «мать-ребенок» (11 мальчиков, 9 девочек). Возраст ребенка – дошкольника 3 года. В 9 семьях есть вторые младшие дети возрастом до 1 года. В 11 семьях – по 1 старшему ребенку – школьнику. Средний возраст матерей – 32 года, образование – высшее.
По результатам теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, можно судить о родительском отношении как о системе разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, используемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. рис.1).
Рис.1. Результаты по тесту - опроснику родительского отношения
А.Я. Варга и В.В. Столина
Из рис.1 видно, что 30% испытуемых получили высокие баллы по шкале 1 («принятие-отвержение ребенка»), что говорит о выраженном положительном отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. 25% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: 2 («кооперация») и 3 («симбиоз»), что говорит об искреннем интересе к тому, что интересует ребенка, высоко оцениваются способности ребенка, поощряется самостоятельность и инициатива ребенка. Взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждать от неприятностей. 10% испытуемых получили высокие баллы по шкалам: 4 («контроль») и 5 («отношение к неудачам ребенка»), что говорит о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.
Получены и низкие баллы по следующим шкалам: 10% испытуемых получили низкие баллы по шкале 4 («контроль»), что говорит о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует, что может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. 75% испытуемых получили низкие баллы по шкале 5 («отношение к неудачам ребенка»), свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
По результатам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской, можно судить об особенностях родительско-детских взаимодействий на уровне внутрисемейных отношений (см. рис.2).
Рис.2. Результаты по тесту-опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
Самый высокий процент получила 5 шкала «отвержение – принятие» –25%, что показывает принятие родителем личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, что является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки.
Шкала 6 «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» и шкала 10 «удовлетворенность отношениями с ребенком»–15% - свидетельствуют о сотрудничестве между матерью и ребенком. Родитель признает права и достоинства своего ребенка. Можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.
По 10% получили шкалы: 4 шкала «эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю» и 7 шкала «тревожность за ребенка». Данные по этим шкалам свидетельствуют о представлении родителя о близости к нему ребенка, о его желании делиться самым сокровенным и важным с родителем; о невысоком уровне тревожности за своего ребенка.
Низкие баллы - по 5% каждая - получены по следующим шкалам: 1 «нетребовательность – требовательность»; 2 «мягкость – строгость»; 3 «автономность – контроль»; 8 «непоследовательность–последовательность»; 9 «воспитательная конфронтация в семье».
Данные по этим шкалам показывают, что родитель не проявляет высокой требовательности во взаимодействии с ребенком, не требует от него высокого уровня ответственности. Матери не применяют суровых, строгих мер, к ребенку, не устанавливают жестких правил во взаимоотношениях, не принуждают детей к чему-либо. Ребенок автономен, ему многое позволяется.
Таким образом, в большинстве семей преобладает положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы. Родитель проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка.
Список литературы:
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006.2. Большая энциклопедия психологических тестов / Ред. А.А.Карелин - М.: Эксмо, 2007.
3.Варга А.Я., Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-Центр, 2011.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011.
5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.
6. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. /2-е международное издание. – СПб.: Питер, 2006.
8. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009.
9. Финькевич Л.В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум / Л.В. Финькевич. Мн.: УИЦ БГПУ, 2007.
10. Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, Neoclassic, 2015.
11. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка–Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.