Исследовательская и проектная деятельность

Мармузова С. А. Муниципальный образовательный проект «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ»

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Происходящие трансформации в системе образования не могли не отразиться и на первой ступени развития ребенка. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Сейчас дошкольная система образования стоит на пороге новообразований. Так, например, одним из принципиальных требований к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей и воспитанников. Именно детский сад должен адаптироваться к интересам, потребностям и возможностям ребенка.
Уже в дошкольном возрасте формируются такие ключевые для современного общества качества, как креативность, способность к поиску знаний и мобильность. Поэтому, современная модель дошкольного образования предполагает инновационные технологии развития способности детей.
 В рамках Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Развитие образования» на 2013-2020 гг. детскому саду 102 присвоен статус стажировочной площадки по направлениям: ««Партнеры», «Урок в городе» с целью создания модели социального партнерства – расширения рамок предметного содержания дошкольного образования, формирования информационного банка методического материала в целях активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты мониторинга показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому целесообразно было изменить форму организации образовательного процесса через реализацию проекта «Ростов-на-Дону - город, открытый для школ». Это было вызвано тем, что внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а самому педагогу повысить свою компетентность.
 Ключевой линией развития является патриотическое воспитание детей как важного элемента государственной политики, на основании Постановления администрации города Ростова-на-Дону № 118 от 12.02.2016 года «Об утверждении плана мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи г. Ростова-на-Дону на 2016-2020 год» в ДОУ созданы социальные, правовые, организационные условия для воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией, создана система взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, которые были определены на начальном этапе нашей работы:
ТЕАТРЫ:
1.Театр им. М.Горького
2. Театр 18+
3. Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
4. Областной Дом народного творчества
ПАРКИ И СКВЕРЫ
1. Парк Революции
2. Парк им. Вити Черевичкина
3. Сквер им. Фрунзе
БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ:
1.Библиотека им. А.С.Пушкина
2. Музей русско-армянской дружбы
ЦЕРКВИ
1.Церковь Сурб-Арутюн
ЛИЦЕЙ
1.МБОУ СОШ Лицей№13
ПЛОЩАДИ
1.Пл. Театральная
2. Пл. Базарная
3. Пл. Толстого
4.Пл. Свободы
ПАМЯТНИКИ
1. Памятник Петру и Февронии
2. Памятник им. Вити Черевичкина
3. Памятник Александру II от нахичеванских армян
3. Памятник-стела «Освободителям Ростова»
4. Памятник Карлу Марксу
5. Вечный огонь
6. Памятник В.Самургашеву
7. Памятник Геноциду-нет!
8 Памятник М.Сарьяну
УЛИЦЫ
1. Ул. Закруткина
2. Ул. Советская
3. Ул. Мясникова
4. Ул. Комсомольская
5.Ул. Вити Черевичкина
6. Ул. Сарьяна
ОСТРОВ
1. Зеленый
Сотрудничество с социальными партнерами построено на договорной основе с составлением плана совместных мероприятий на каждый учебный год, разработаны программы сотрудничества с определением сроков и целей. Повышен уровень социальной компетенции участников проекта через активизацию сотрудничества МБДОУ и социума. Повышен общекультурный уровень, сформированы позитивная самооценка, коммуникативные и творческие навыки, личностные качества детей, родителей, педагогов. Использован социокультурный потенциал социума в создании единой воспитательной, образовательной и развивающей системы.
Выводы: Социальное партнерство позволило не только сформировать внешнюю среду для деятельности детского сада, создавать определенный имидж учреждения, но и нарастить и развить внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
В ходе реализации инновационного проекта были разработаны и апробированы:
Проекты:

       «Моя малая Родина» (краткосрочный),

       «День за днем в детский садик мы идем»,

       «Здоровое детство»,

       «Знайки - познавайки»,

       «От прадеда к правнуку»,

       «Доброволец года, маленькие волонтеры детского сада №102»
Выпущен методический сборник «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Ростов-на-Дону» из опыта работы ДОУ.
Для реализации работы по инновационной деятельности использовались следующие методы: наглядно-действенный, словесно - образный, практический.
Формы работы с детьми:
Ø чтение литературных произведений;
Ø цикл бесед, целью которых является воспитание нравственных, патриотических, культурных ценностей и познание самого себя в мире людей;
Ø знакомство с основными национальными праздниками;
Ø тематические выставки детского творчества;
Ø экскурсии в учреждения образования, культуры и церкви с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, с правилами поведения в общественных местах;
Ø экскурсии на природу;
Ø изготовление Лэпбука;
Ø постановки театрализованных сказок;
Ø подготовка музыкальных номеров для участия в концертной деятельности.
Реализованный проект по данной теме показал эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом, помог выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения и стать «открытой системой», которая позволила успешно решать проблемы, связанные с воспитанием, образованием, социализацией детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшей работы в этом направлении определены через расширение количества социальных партнеров, разработку новых подходов к сотрудничеству и новых форм взаимодействия, распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования, пропаганду работы через публикацию в СМИ, сети Интернет.
Педагоги, которые не принимают участия в реализации проекта являются своего рода стажерами в своем детском саду и в обязательном порядке:
-посещают семинарские занятия (не менее одного);
- участвуют в мастер-классах;
-включаются в работу творческой группы для выполнения задания.
Диссеминация опыта работы осуществляется педагогами и в интернет
сообществах, на страничках сайта ДОУ.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта - Ростов-на-Дону - город, открытый для школ
Заказчик Управление образования города Ростова-на-Дону
Разработчик МБДОУ №102
Ответственные исполнители Рабочая группа:
Заведующий МБДОУ №102 – Мармузова С.А.
Зам. заведующего по УВР - Коваленко Г.Н.
Старший воспитатель Саркисян Э.М.
Воспитатели: Уразова Е.И., Дагриджан Е.А., Смолко Е.В., Долгашова
Ю.О., Попова Т.В., Балыкова Н.Е., Акулиничева С.В.
Координатор проекта – Старший воспитатель Саркисян Э.М.
Нормативная база проекта
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 гг.
Стратегия Концепции воспитания школьников до 2025 года
Устав города Ростов-на-Дону
Сроки и этапы реализации 2016-2020
Цель проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия города Ростова – на - Дону в образовательной работе с детьми дошкольного и школьного возраста для полноценного развития современного ростовчанина, становления его личности, приобщения к культуре родного города;
- приобщение дошкольников и школьников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;
- приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с историческими, культурными памятниками, улицами ближайшего окружения.
- профессиональная популяризация профессий в сфере современной промышленности.
Задача проекта: создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных, историко – культурных ресурсов города Ростова – на – Дону в целях формирования целостной образовательной среды города.
Направления проекта - «Партнеры», «Урок в городе».
2021-02-02 16:03 2021