Происходящие трансформации в системе образования не могли не отразиться и на первой ступени развития ребенка. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Сейчас дошкольная система образования стоит на пороге новообразований. Так, например, одним из принципиальных требований к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей и воспитанников. Именно детский сад должен адаптироваться к интересам, потребностям и возможностям ребенка. Уже в дошкольном возрасте формируются такие ключевые для современного общества качества, как креативность, способность к поиску знаний и мобильность. Поэтому, современная модель дошкольного образования предполагает инновационные технологии развития способности детей. В рамках Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Развитие образования» на 2013-2020 гг. детскому саду 102 присвоен статус стажировочной площадки по направлениям: ««Партнеры», «Урок в городе» с целью создания модели социального партнерства – расширения рамок предметного содержания дошкольного образования, формирования информационного банка методического материала в целях активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты мониторинга показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому целесообразно было изменить форму организации образовательного процесса через реализацию проекта «Ростов-на-Дону - город, открытый для школ». Это было вызвано тем, что внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а самому педагогу повысить свою компетентность. Ключевой линией развития является патриотическое воспитание детей как важного элемента государственной политики, на основании Постановления администрации города Ростова-на-Дону № 118 от 12.02.2016 года «Об утверждении плана мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи г. Ростова-на-Дону на 2016-2020 год» в ДОУ созданы социальные, правовые, организационные условия для воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией, создана система взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, которые были определены на начальном этапе нашей работы: ТЕАТРЫ: 1.Театр им. М.Горького 2. Театр 18+ 3. Ростовский-на-Дону академический молодежный театр 4. Областной Дом народного творчества ПАРКИ И СКВЕРЫ 1. Парк Революции 2. Парк им. Вити Черевичкина 3. Сквер им. Фрунзе БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ: 1.Библиотека им. А.С.Пушкина 2. Музей русско-армянской дружбы ЦЕРКВИ 1.Церковь Сурб-Арутюн ЛИЦЕЙ 1.МБОУ СОШ Лицей№13 ПЛОЩАДИ 1.Пл. Театральная 2. Пл. Базарная 3. Пл. Толстого 4.Пл. Свободы ПАМЯТНИКИ 1. Памятник Петру и Февронии 2. Памятник им. Вити Черевичкина 3. Памятник Александру II от нахичеванских армян 3. Памятник-стела «Освободителям Ростова» 4. Памятник Карлу Марксу 5. Вечный огонь 6. Памятник В.Самургашеву 7. Памятник Геноциду-нет! 8 Памятник М.Сарьяну УЛИЦЫ 1. Ул. Закруткина 2. Ул. Советская 3. Ул. Мясникова 4. Ул. Комсомольская 5.Ул. Вити Черевичкина 6. Ул. Сарьяна ОСТРОВ 1. Зеленый Сотрудничество с социальными партнерами построено на договорной основе с составлением плана совместных мероприятий на каждый учебный год, разработаны программы сотрудничества с определением сроков и целей. Повышен уровень социальной компетенции участников проекта через активизацию сотрудничества МБДОУ и социума. Повышен общекультурный уровень, сформированы позитивная самооценка, коммуникативные и творческие навыки, личностные качества детей, родителей, педагогов. Использован социокультурный потенциал социума в создании единой воспитательной, образовательной и развивающей системы. Выводы: Социальное партнерство позволило не только сформировать внешнюю среду для деятельности детского сада, создавать определенный имидж учреждения, но и нарастить и развить внутренний потенциал педагогов, детей и родителей. В ходе реализации инновационного проекта были разработаны и апробированы: Проекты:
«Моя малая Родина» (краткосрочный),
«День за днем в детский садик мы идем»,
«Здоровое детство»,
«Знайки - познавайки»,
«От прадеда к правнуку»,
«Доброволец года, маленькие волонтеры детского сада №102» Выпущен методический сборник «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Ростов-на-Дону» из опыта работы ДОУ. Для реализации работы по инновационной деятельности использовались следующие методы: наглядно-действенный, словесно - образный, практический. Формы работы с детьми: Ø чтение литературных произведений; Ø цикл бесед, целью которых является воспитание нравственных, патриотических, культурных ценностей и познание самого себя в мире людей; Ø знакомство с основными национальными праздниками; Ø тематические выставки детского творчества; Ø экскурсии в учреждения образования, культуры и церкви с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, с правилами поведения в общественных местах; Ø экскурсии на природу; Ø изготовление Лэпбука; Ø постановки театрализованных сказок; Ø подготовка музыкальных номеров для участия в концертной деятельности. Реализованный проект по данной теме показал эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом, помог выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения и стать «открытой системой», которая позволила успешно решать проблемы, связанные с воспитанием, образованием, социализацией детей дошкольного возраста. Перспективы дальнейшей работы в этом направлении определены через расширение количества социальных партнеров, разработку новых подходов к сотрудничеству и новых форм взаимодействия, распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования, пропаганду работы через публикацию в СМИ, сети Интернет. Педагоги, которые не принимают участия в реализации проекта являются своего рода стажерами в своем детском саду и в обязательном порядке: -посещают семинарские занятия (не менее одного); - участвуют в мастер-классах; -включаются в работу творческой группы для выполнения задания. Диссеминация опыта работы осуществляется педагогами и в интернет сообществах, на страничках сайта ДОУ.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта - Ростов-на-Дону - город, открытый для школ Заказчик Управление образования города Ростова-на-Дону Разработчик МБДОУ №102 Ответственные исполнители Рабочая группа: Заведующий МБДОУ №102 – Мармузова С.А. Зам. заведующего по УВР - Коваленко Г.Н. Старший воспитатель Саркисян Э.М. Воспитатели: Уразова Е.И., Дагриджан Е.А., Смолко Е.В., Долгашова Ю.О., Попова Т.В., Балыкова Н.Е., Акулиничева С.В. Координатор проекта – Старший воспитатель Саркисян Э.М. Нормативная база проекта Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Стратегия Концепции воспитания школьников до 2025 года Устав города Ростов-на-Дону Сроки и этапы реализации 2016-2020 Цель проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия города Ростова – на - Дону в образовательной работе с детьми дошкольного и школьного возраста для полноценного развития современного ростовчанина, становления его личности, приобщения к культуре родного города; - приобщение дошкольников и школьников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю; - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с историческими, культурными памятниками, улицами ближайшего окружения. - профессиональная популяризация профессий в сфере современной промышленности. Задача проекта: создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных, историко – культурных ресурсов города Ростова – на – Дону в целях формирования целостной образовательной среды города. Направления проекта - «Партнеры», «Урок в городе».