НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Воробьёва Д.А. Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО 1.6)
Дошкольный возраст ребенка характеризуется одним из главных и естественных проявлений детской психики: любознательностью, пытливостью, проявлением интереса к окружающему миру, которые в свою очередь сопровождается поисковой активностью, выраженной в потребности исследовать окружающий мир.
Согласно китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», в своей работе успешно применяю один из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира - экспериментальную деятельность.
Экспериментирование, как метод соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, которым присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление. Полноценное развитие ребенка обеспечивается разнообразной и интенсивной поисковой деятельностью способствующей получению новых знаний, а в большей степени умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Современное общество нуждается в успешной, активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем, что обосновывается актуальностью моей работы.
Целью моей работы по применению метода детского экспериментирования является развитие у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и успешной социализации.
Задачи: формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
способствовать развитию у детей мыслительных, моделирующих и преобразующих действий;
расширять кругозор детей о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности;
воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Детское экспериментирование включает методы:
1.        Проблемно-поисковый: активные действия ребенка по обследованию объектов.
2.        Наблюдение за объектом
3.        Просмотр иллюстраций
4.        Беседа с элементами дискуссии
5.        Познавательный рассказ воспитателя
6.        Чтение художественной литературы.
7.        Проведение опыта, эксперимента.
Действенный характер ознакомления с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат и предполагает следующие приемы организации экспериментальной деятельности:
×           эвристическая беседа;
×           постановка и решение вопросов проблемного характера;
×           наблюдение;
×           моделирование;
×           фиксация результатов экспериментальной деятельности;
×           использование сенсорных анализаторов;
×           использование художественного слова;
×           развивающие игры и ситуации;
×           трудовые поручения и действия.
Экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте имеет направления: живая природа; неживая природа; преобразование предметов, физические свойства, материалы и их свойства.
Для наилучшего достижения цели и реализации поставленных задач в экспериментальной деятельности использую структуру:
×           постановка исследовательской задачи, выдвижение гипотезы;
×           уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов и опытов;
×           распределение детей на подгруппы;
×           выполнение эксперимента (роль воспитателя, как сопровождающего и направляющего деятельность);
×           наблюдение результатов эксперимента;
×           формулировка выводов.
Реальную основу для организации экспериментирования предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.
По результатам проведенной работы, согласно психолого-педагогической диагностики, у воспитанников моей группы на 45% повысилась любознательность, активность, дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности (100%).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что детское экспериментирование представляет особую форму поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Используемая литература:
1.       Андреева У. А., Создание благоприятных условий для экспериментирования в детском саду 17.03.2018, [Электронный ресурс]: Международный образовательный портал /http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentirovanie-v-detskom-sadu-772525.html(дата обращения: 19.05.2018)
2.       Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007 - № 4
vorobjeva.dina2013@yandex.ru, тел. 8-904-993-04-70

2018