В процессе преподавания предмета перед учителем стоит одна из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и общего развития каждого школьника и индивидуального развития творческой личности. Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся, к которым относятся: 1) привлечение учащихся к целям и задачам урока; 2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; 3) включение учащихся в интересную для них форму работы. [5] Учителя часто сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно или просто учиться. Среди причин потери интереса учащихся можно назвать однообразие уроков, шаблонное обучение. Творческий подход учителя к уроку, разнообразие приёмов могут обеспечить его эффективность. Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего такая ситуация создается при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы. И для раскрытия творческих способностей детей на уроках применяются активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия, им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. [1] В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Сейчас школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся, и с переходом на новый стандарт образования, где главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на первое место ставится развитие личности учеников и виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Также огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам. Получается, каким бы хорошим знанием предмета, не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Химия – это наука экспериментов, поэтому одним из главных особенностей в преподавании предмета является опыт. На уроках можно проводить фронтальные опыты с учениками. Например, учащиеся 9-х классов по теме „Ионные уравнения в водных растворах" экспериментально выявляют следствие из правила Бертолле. И такое проведение эксперимента направлено на мыслительные действия ученика, то есть убеждают ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи. Все это хорошо прослеживается при показе демонстрационного опыта по теме «Гидролиз солей» в 9 или 11 классах. Учащиеся к этому моменту уже обладают знаниями изменения цветов у индикаторов в растворах и при показе опыта у них возникает вначале противоречие с ранее изученным материалом, в результате разбора материала, все встает на свои места. Можно проводить с учениками уроки – исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, например, в 9 и 11 классе при изучении темы «Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты», который также включает и метапредметную связь – знания по физике (определение электрического тока). Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Считаю, что это учит самостоятельно мыслить. Для соотношения новой информации с системой прежних знаний провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Например, изучая тему «Металлы» в 9 классе, составляем таблицу, с помощью которой, пользуясь приемом сравнения, объясняем изменение свойств простых веществ-металлов и их соединений Химия — это наука не только опытов, но и решения задач, которые усложняются по мере изучения материала. Химические задачи опираются на знание физических величин и понятий и на математические вычисления, с применением алгоритма решений. Например, в 8 классе задачи по теме «Растворы», учащиеся решают по алгоритму и даже в слабых классах наблюдается хороший результат. Особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике. Одним из путей развития познавательного интереса я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов. Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, использую работу с опорными конспектами. Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Например, конспект по теме «Скорость химических реакций» можно использовать в 9 и 11 классах. Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую зачетную систему. На начальном этапе проведения лекции я обучаю их умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняю, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни. Конечно, научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно пополняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я читаю лекции и оставляю в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, - они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. [4] Одним из эффективных способов активации познавательной деятельности служат проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки. Например, в начале занятия можно создать жизненно-практическую проблему при изучении темы: «Жесткость воды» как в 9 или в 11 классе: При стирке белья в Петербурге на каждое ведро воды затрачивается на 30 г меньше мыла, чем в Москве. Почему? Учащиеся, заинтересовавшись, высказывают свое мнение. Почему затраты моющих средств для бытовых нужд связаны с месторасположением населенных пунктов? Замечали ли вы в какой воде лучше мылится мыло: в дождевой или речной? Что будет происходить с мылом в морской воде? И затем свои выводы, учащиеся закрепляют опытами. Равенство понятий «интерес» и «знание» способствует глубокому усвоению программного материала учениками, применению полученных знаний. [2] Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач. И никому не секрет, что использование мультимедиа расширяет дидактические возможности других средств обучения. С их помощью, можно показать сущность процессов и явлений в динамике, можно оформить набор слайдов(презентация) по различным темам и учителю будет легче сосредоточить внимание учащихся. 1. Осуществлять контроль с обратной связью, диагностировать ошибки и оценивать результаты учебной деятельности. 2. Осуществлять самоконтроль знаний. 3. Проводить виртуальные лабораторные опыты. 4. Внедрять самоподготовку учащихся. Индивидуализировать процесс обучения, благодаря возможности работать в собственном темпе. [3] Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании позволяет управлять процессом учения, стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения... Учитель, развивая познавательную деятельность учащихся, не только занимается непосредственным развитием познавательного интереса на уроках, но и вовлекает учащихся в научно – исследовательскую деятельность, которое приводит к индивидуальному развитию творческой личности и развивает - умение отражать своё отношение к изучаемому объекту в различных видах творческой деятельности. - логическое мышление школьников; -знакомит с новыми понятиями и алгоритмами решения; - способности устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, анализировать; -вызывать интерес к предмету. Все мои действия направлены на создание знаний плюс информация, которую я даю на уроках - все это приводит к развитию познавательного интереса. Комплексное использование всех этих средств обучения делает урок разнообразным, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Используемая литература: 1. Гликман И.З. «Почему школьники не хотят учиться» // Химия в школе. 2003.№7. с. 26-29. 2. Даровских Л.В. «Проблемы развития инициативности учащихся» // Химия в школе. 2006. №10. с. 11-15. 3. Москвин С.А. «Чтоб разгорелась искра познания» // Химия в школе. 1999. №1. с. 16-17. 4. Полосин В.С. «Некоторые приемы развития познавательного интереса учащихся» //Химия в школе. 2006. №4. с. 18-19. 5. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии» М., 1986