НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Багоудинова Ю.В. Формирование информационной компетенции через использование ситуационных задач на уроках химии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в процессе изучения химии ученик средней общеобразовательной школы должен научиться анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами, иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни.
В настоящее время выпускник школы нередко испытывает затруднения, сталкиваясь с конкретными веществами и химическими процессами в природе и повседневной жизни. Кроме того, старшеклассники имеют низкий уровень сформированности познавательных общеучебных универсальных учебных действий, основным из которых является умение извлекать информацию из текстов, умение пользоваться справочными материалами, представленными в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках.
Основной из задач современного образования является формирование умения работать с информацией, объем которой постоянно увеличивается. Для решения данной задачи является использование в учебном процессе ситуационных задач по химии.
Ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности (при проведении диагностических и лечебных процедур, выполнении лабораторных работ и экспериментов).
Рассмотрим, чем отличаются ситуационные задачи по химии от традиционных химических задач.

Таблица 1.

Примеры традиционных и ситуационных задач по химии

Примеры традиционных задач

Примеры ситуационных задач

Вычислите объем водорода (н.у), который образуется при растворении латуни массой 100 г в соляной кислоте, если массовая доля цинка в латуни составляет 13%
Ваш сосед прочитал в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?
При сжигании угля массой 8 г был получен углекислый газ объемом 10,64 дм3 (н.у). Массовая доля выхода углекислого газа от теоретически возможного составляет 95%. Вычислите массовую долю примесей в угле.
Котельная сжигает 5 т угля в сутки. В составе угля 84% углерода, 5% водорода, 3,5% серы, остальное – негорючие неорганические вещества. Какова площадь леса, необходимая для восполнения потери кислорода, расходуемого на сжигание, если 1 га леса в сутки дает 10 кг кислорода?

В химическом плане содержание этих задач одинаково. Однако, традиционные задачи «безжизненны», а через ситуационные задачи учащиеся понимают, как они могут использовать знания, полученные на уроках химии в повседневной жизни. В традиционных задачах по химии говорится о конкретных химических веществах, или дано описание их физических свойств. В ситуационных же задачах говорится о веществах, встречающихся в быту (средства бытовой химии, продукты питания и т.д).
В процессе работы над такой задачей учащемуся приходится самостоятельно делать вывод о том, к какому классу химических веществ относятся составляющие данных продуктов и на основе знаний о химических и физических свойствах данного класса веществ отвечать на вопрос задачи. Это значительно усложняет решение, однако заставляет учащихся искать необходимую информацию в различных источниках и делать выводы на основе ее анализа. Кроме того, прослеживается зависимость между уровнями успешности учащихся в работе с ситуационными задачами и уровнями сформированности умения работать с информацией. Данное умение оценивалось при помощи тестов, предложенных И.С. Фишман.
Несомненно, самостоятельная работа невозможна без умения работы с информацией. Ученик должен свободно ориентироваться среди различных источников информации, владеть навыками ее переработки и представления. Важно предлагать учащимся решать и составлять ситуационные задачи с химическим содержанием как по темам школьного курса химии, так и по темам бытовой направленности.
Для этого необходимо введение в образовательный процесс курса по выбору, основной дидактической целью которого является формирование умения работать с информацией и мотива к дальнейшему изучению химии. На занятиях данного курса учащиеся глубже раскрывают связь химии с различными областями повседневной жизни.
В заключении отметим, что ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Ситуационные задачи позволяют учащимся прорабатывали текст учебника и дополнительные источники информации, находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.
Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: педагог становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

Библиографический список:

 1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
3. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: метод. пос. для рук. и педаг. общеобраз. учреждений МОиН Самарской обл., Британ. совет. Самара: ЦПО, 2005, 133 с.
4. Жулькова Н.В. Сборник научно – практической конференции. Казань, 2014, 316с.
2022