Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Семикина Г.В. Методические рекомендации по работе начинающего вокалиста с микрофоном

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Эстрадный вокал в настоящее время очень популярен. По определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже - романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день - это простота формы и содержания, доступность понимания массам. Поэтому занятия в этом направлении, в большинстве случаев, очень востребованы.
В любом учреждении дополнительного образования есть объединения, которые предлагают научить азам и специфике эстрадного вокала. И, как в каждом виде творчества, в нём есть свои особенные формы обучения. И одним из них является умение владеть современными техническими средствами, поэтому следующим важным фактором, после развития певческих навыков, является умение работать с микрофоном.
Микрофон – это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями. Во-первых, вокалисты должны знать правила работы с микрофоном, а во-вторых, приобретенные навыки работы с микрофоном довести до автоматизма. Кроме того, вокалисту, использующему звукоусиливающую аппаратуру, необходимо также сформировать навыки слухового самоконтроля и во время репетиции, и во время выступления на сцене.
К микрофону нужно относиться только лишь как к усиливающей звук аппаратуре. Микрофон не сделает ваш голос лучше, а исполнение – качественнее. Наоборот, все недочеты голоса только обострятся при пении в микрофон. Если же вы научились петь и обладаете ярким тембром и гибким сильным голосом, то пение с микрофоном не будет трудным процессом. А потому, начинающему вокалисту рекомендовано петь без микрофона, учиться слушать, слышать и контролировать свой голос, научиться точно интонировать, укрепить дыхание, и при этом не отвлекаться на микрофон, так как использование микрофона обязывает выполнять определенные правила. На уроках вокала с начинающими вокалистами можно использовать микрофон для поддержания интереса к процессу пения, так как дети любят петь с микрофоном и представляют себя в роли настоящего артиста. И еще, конечно же, следует приучать детей к звучанию их голоса в микрофоне.
Как показывает практика, чем раньше дети начинают работать с микрофоном, тем быстрее проходит их сценическая адаптация. Даже сам факт, что ты не один стоишь на сцене, а с тобой твой помощник, уже помогает ребёнку перебороть волнение. Но зачастую из «помощника» микрофон превращается во «вредителя». И помочь ребёнку подружиться с этим предметом – одна из основных цель задач педагога.
Современные дети с раннего возраста уже знают, что это за приспособление. Но даже не самый большой и тяжёлый микрофон вначале создаёт определённые трудности и помехи. Дети, да и взрослые, не имеющие практики работы с микрофоном, сталкиваются с такой проблемой: насколько близко/далеко нужно держать его возле лица, под каким углом. Для этого надо объяснить ребёнку, чтобы звук усиливался, достаточно поднести микрофон на небольшое расстоянии. И не держать микрофон перпендикулярно полу. Нельзя держать микрофон за верхную часть - головку.
Всё это, конечно, весьма условно. Всё определяется в конкретном случае, в зависимости от качества аппаратуры, условностей акустики и многих других факторов. И, конечно, от вида микрофона: шнуровой, беспроводной или головная гарнитура. Можно объяснить, не слишком вдаваясь в технические подробности, смысл работы микрофона на понятном примере, показать, как «правильно и не правильно» работает звук.
Ни в коей мере нельзя подносить микрофон близко к губам, «облизывая» его. Это не гигиенично, в первую очередь, да и звук будет «шлёпающим». Рука, которая держит микрофон не должна сильно напрягаться, следить, чтобы не поднимались плечи, и локоть не сильно задирался вверх.
С самых первых попыток пения с микрофоном надо приучать ребёнка к умению контролировать силу звучания. Ни в коем случае нельзя форсировать звук, стараться «перекричать». При слишком громком пении и близком положении микрофона текст песни становится неразборчивым. С первых же занятий надо помнить, что при пении в микрофон некоторые согласные звуки («п», «б») усиливаются, возникает ощущения толчка или удара.
Еще одно необходимое правило: при исполнении низких звуков необходимо держать микрофон возле самого рта, при исполнении высоких звуков немного удалять от себя микрофон, чтобы не «резало» ухо высокими частотами голоса. Это необходимо для более естественного звучания голоса через аппаратуру, для создания впечатления ровности звучания. Ребёнку полезно показать в записи первые попытки пения в микрофон. Для многих это становится открытием. Мы же не слышим себя так, как звучим в реальной жизни. К этому звуку тоже надо привыкнуть.
Очень полезно в начальной стадии работать перед зеркалом, держа в руке микрофон. Умение в активном движении, особенно в ритмичных произведениях, контролировать положения микрофона не всегда удаётся даже опытным вокалистам. Поэтому детям надо учиться этому сразу, особенно когда ребёнок, увлекаясь исполняемым произведением, начинает жестикулировать рукой, в которой держит микрофон, или забывает поворачивать его за головой и уводит микрофон далеко от источника звука - рта. И, соответственно, звук пропадает. Иначе говоря, надо учиться сразу воспринимать микрофон как часть себя.
При работе с обычным радиомикрофоном рука, которая держит микрофон может уставать, а у детей - особенно. Поэтому умение переноса микрофона из одной руки в другую надо сделать осознанным, не в середине слова, фразы, не прерывая музыкальной мысли. Это надо проговаривать заранее, чтобы ребёнок запомнил те моменты в песне, когда можно сделать это, не навредив исполнению. И конечно, надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Нет определённого правила, в какой руке нужно держать микрофон. Главное, чтобы это было удобно и не нарушало эстетического восприятия со стороны.
Если приходится сталкиваться со шнуровым микрофоном, то для ребёнка может стать проблемой сам шнур. Обязательно надо обратить внимание, если песня активная, в движении не забывать про это и не запутаться ногами, не наступать на него.
Головные гарнитуры в последнее время стали очень доступны и популярны. Они более удобны, освобождают руки, дают больше возможности активно двигаться. Но тут возникает другая проблема. Зачастую, если ребёнок до этого работал с микрофоном в одной руке, то он с головной гарнитурой остаётся раскоординированным, потому как на уровне механического запоминания у него всегда была свободна только одна рука, и ему трудно найти удобные движения для обеих рук.
Такая же ситуация возникает, если микрофон держится на стойке и не снимается. Поэтому при возможности и наличии надо учиться пользоваться разными видами аппаратуры, чтобы не возникало неловкости и дискомфорта и у исполнителя, и у зрителя.
Также сложность возникает с положением микрофона возле колонок и мониторов. Надо обязательно обращать внимание на местоположение и не подходить к ним слишком близко, не наклонять микрофон на них, чтобы не возникал «свист» от акустических систем.
Сразу надо готовить ребёнка к тому, что в разных акустических условиях и при любых непредвиденных обстоятельствах надо уметь быстро ориентироваться и не терять внимания и самообладания.
Конечно, есть ещё очень много нюансов в работе с техническими средствами, которые трудно объяснить ребёнку. Техника совершенствуется и не стоит на месте. Но самые основные, элементарные правила обращения с ней можно запомнить и научиться пользоваться ими для совершенствования своего мастерства.

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации по работе с микрофоном [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-rabota-s-mikrofonom-449028.html
2. Особенности детского голоса в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/5x94af.html
3. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1954961/pedagogika/osobennosti_izucheniya_sovremennogo_detskogo_estradnogo_iskusstva_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya
4. Работа вокалиста с микрофоном [Электронный ресурс]. URL: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/rabota-vokalista-s-mikrofonom
5. Рекомендации по работе с микрофоном [Электронный ресурс]. URL: https://school48.edu.yar.ru/dopobraz/hudozhestvenno_minus_esteticheskoe_ot_44/2015/rekomendatsii_po_rabote_s_mikrofonom.html
6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 271 с.
7. Типы микрофонов. Техника эстрадного вокала. [Электронный ресурс]. URL: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=
2019