Работа учителя на первый взгляд, кажется очень простой и легкой, но это не так просто. Приходится быть одновременно и тренером, и психологом, и воспитателем, и просто близким человеком, с которым можно поделиться своими проблемами. Учитель становится воспитателем только тогда, когда узнает все о своем воспитаннике, и когда получит полное доверие своего подопечного. Доверие обучающегося – это большая ответственность для тренера, ведь по сути ему доверили свое здоровье и свое будущее. Цель моей внеклассной деятельности –это всестороннее развитие личности юного волейболиста. В основе развития личности обучающегося лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Это ценнейший мотив спортивной деятельности воспитанника. В первые годы обучения в волейбольной секции очень заметно их развитие. Познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. В своей работе для формирования учебных интересов использую принцип: чем младше обучающийся, тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников прежде всего происходит на занятиях. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе занятия, через: игру; дифференцированный подход; индивидуальную и групповую работу; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки программы. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате обучающийся работает на занятии с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому воспитаннику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Я ставлю воспитанника в условия поиска, пробуждаю интерес к победе. Он стремится быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов и развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания. Через решение творческих заданий разной степени трудности, способствую развитию логического мышления, прививаю навыки самоорганизации. В результате, обсуждения разных вариантов поиска путей решения, обучающиеся активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всей группы. Постоянный мониторинг достижений воспитанников – обязательное условие учительской работы. Смысл мониторинга вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать. Диагностирование позволяет мне определить: удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Не менее важным условием моей работы является улыбка и доброе слово, похвала, поздравление с днем рождения каждого из моих подопечных. «Доброе слово – это доброе дело»,- говорят японцы. Поэтому надо больше внушать своим воспитанникам, что они хорошие, воспитывать чувство собственного достоинства Заповедь моя – нести добро. И они отвечают мне тем же: радуются моим успехам, поздравляют с праздниками и даже когда они оканчивают школу - звонят, приходят на тренировки, поздравляют с праздниками, пишут в социальных сетях. Каждую тренировку передо мной стоят вопросы: • Как заинтересовать ребенка волейболом? • Как интересно и доступно донести до обучающегося новый материал? • Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы? Для этого пытаюсь включить юного спортсмена в ситуации частично-поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, что успеха добился каждый воспитанник в меру своих способностей и возможностей. Даю шанс даже самым неуверенным обучающимся. С помощью творческого поиска решений и открытий обучающиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Воспитанники становится дружнее и сплоченней, появляется коллектив, а значит работает термин команда! Достижения моих воспитанников – это и мои достижения. На этом останавливаться я не буду, ведь есть мальчишки и девчонки, которые горят желанием научиться играть в волейбол и поэтому мне есть к чему еще стремиться!!!! Свое статью хочу закончить стихотворением о работе учителя. Суть учительской работы Многогранна, но проста: Строить нам доверил кто-то Душу с чистого листа. Если медик лечит тело, Вскоре виден результат, А учительское дело - Годы оценить сулят. Жизнь учителя, как книга – Что страничка, то сюжет. Не должно быть здесь загибов, Самый главный наш предмет – Это маленькие дети, Жизнь вручила нам билет, Самый важный на планете, И его дороже нет! Смысл учительской работы - Научить и воспитать, Проявляя такт, заботу, Всё, что знаешь сам, отдать. И какое будет чудо, Если твой же ученик, Говоря: «Вас не забуду», Ставит «пять» тебе в дневник!
Библиографический список
1.Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1994. - 138 с. 2. Правдин В.А. Волейбол - игра для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 242 с. 3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144с 4. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.