Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Павлюк Т.А., Яркина Е.Н. Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


В настоящее время не только для нашего региона, но и страны в целом, характерным является увеличение количества детей с различными ограничениями здоровья, не имеющими возможности посещать специализированные учреждения. Именно поэтому в образовании стал актуальным вопрос инклюзии.
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по включению детей с различными зрительными диагнозами в образовательный процесс, тем самым создали безбарьерное пространство в рамках психолого-педагогического сопровождения. Самое важное, чему должны научиться педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. В данном выступлении мы хотели бы поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с нарушением зрения.
Неполноценность зрительного восприятия у детей затрудняет запоминание графического образа буквы, ее отличие от сходных по написанию букв. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность зрительного восприятия на долгое время привязывает ребенка с нарушением зрения к побуквенному чтению. При печатании и письме наблюдается зеркальное и расчлененное написание различных элементов, соскальзывание со строки.
Поэтому на этапе знакомства с буквой используем приемы, способствующие прочному запоминанию образа:
-     прорисовывание в воздухе пальцами, носом;
-     рисование по точкам;
-     сравнение с реальными предметами (например, л – лестница, ноги);
-     ассоциации с предметами, начинающимися на первый звук;
-     оживление буквы (дети рисуют букву, превращая ее в кого-либо);
-     используем тактильные возможности ребенка – лепим букву, выкладываем из мозаики, спичек, скрепок, кнопок, семечек, выгибаем из проволоки, узнаем на ощупь рельефные изображения;
-     показ букв пальцами;
-     рисование буквы по клеточкам, графические диктанты.
Благодаря этим приемам мы справляемся с проблемой слабого запоминания образа буквы.
В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Для детей с нарушением зрения характерна бедность представлений, недостаточное понимание значения слова, поэтому во время образовательной деятельности используются как традиционные методы и приемы, так и современные образовательные технологии, что способствует развитию активности, любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей.
Внедрение интерактивных коммуникативных технологий («Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Аквариум», «Дерево знаний», «Интервью») активизирует процесс общения ребенка-дошкольника с окружающими его взрослыми и сверстниками, формирует речь, развивает игровую и познавательно-исследовательскую деятельность.
Коммуникативные умения позволят ребенку в дальнейшем конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
У детей с нарушением зрения в большинстве случаев задерживается развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, которые вызывают трудности при обучении грамоте.
Включение в занятия игровых упражнений по выделению звука из слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова способствует развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения грамоте детей с нарушением зрения, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные отдельным воспитанникам. В нашем детском саду встречаются дети со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности, гиперактивные дети. Все это создает дополнительные трудности в усвоении детьми навыков чтения.
Неотъемлемым компонентом активизации речевых и познавательных способностей ребенка является создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Материал, содержащийся в речевых центрах, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал регулярно заменяется или пополняется.
Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.
Хочется еще напомнить о том, что педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, должны учитывать общие требования к использованию демонстрационного и раздаточного материала:
- весь демонстрационный материал предъявляется на доске или мольберте, т.е. в статичном положении;
- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см; раздаточного – от 2 до 5 см в зависимости от остроты зрения;
- желательно чаще использовать так называемые «лечебные» цвета, которые стимулируют работу сетчатки глаза: красный, желтый, оранжевый и зеленый и их оттенков;
- для детей со сходящимся косоглазием рекомендуются игры и упражнения, предполагающие взор вверх. Для работы за столом таким детям необходима подставка;
- для детей с расходящимся косоглазием рекомендуются игры и занятия, предполагающие взор вниз, подставки для книг и пособий не нужны;
- предпочтительно использовать фоновые экраны для создания контрастности при демонстрации объектов и для работы за столом, преимущественно зеленого цвета, причем для детей с миопией предпочтительнее использовать тёмный фон;
- рассматриваемый объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, лишних деталей, с четким контуром, на контрастном однородном фоне.
В нашем детском саду сложилась определенная система подготовки детей к обучению грамоте. Такая скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагогов и воспитателей даёт положительные результаты. Все это позволяет детям успешно продолжить обучение в общеобразовательных школах города.

Библиографический список

1.       Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М: Астрель, 2008. – 176 с.
2.       Плаксина Л.И. теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М: Город, 1998. – 130 с.
3.       Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – №2. – с. 84-88.


2018