Павлюк Т.А., Яркина Е.Н. Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования
Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf
В настоящее время не только для нашего региона, но и страны в целом, характерным является увеличение количества детей с различными ограничениями здоровья, не имеющими возможности посещать специализированные учреждения. Именно поэтому в образовании стал актуальным вопрос инклюзии. Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по включению детей с различными зрительными диагнозами в образовательный процесс, тем самым создали безбарьерное пространство в рамках психолого-педагогического сопровождения. Самое важное, чему должны научиться педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. В данном выступлении мы хотели бы поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с нарушением зрения. Неполноценность зрительного восприятия у детей затрудняет запоминание графического образа буквы, ее отличие от сходных по написанию букв. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность зрительного восприятия на долгое время привязывает ребенка с нарушением зрения к побуквенному чтению. При печатании и письме наблюдается зеркальное и расчлененное написание различных элементов, соскальзывание со строки. Поэтому на этапе знакомства с буквой используем приемы, способствующие прочному запоминанию образа: - прорисовывание в воздухе пальцами, носом; - рисование по точкам; - сравнение с реальными предметами (например, л – лестница, ноги); - ассоциации с предметами, начинающимися на первый звук; - оживление буквы (дети рисуют букву, превращая ее в кого-либо); - используем тактильные возможности ребенка – лепим букву, выкладываем из мозаики, спичек, скрепок, кнопок, семечек, выгибаем из проволоки, узнаем на ощупь рельефные изображения; - показ букв пальцами; - рисование буквы по клеточкам, графические диктанты. Благодаря этим приемам мы справляемся с проблемой слабого запоминания образа буквы. В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Для детей с нарушением зрения характерна бедность представлений, недостаточное понимание значения слова, поэтому во время образовательной деятельности используются как традиционные методы и приемы, так и современные образовательные технологии, что способствует развитию активности, любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей. Внедрение интерактивных коммуникативных технологий («Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Аквариум», «Дерево знаний», «Интервью») активизирует процесс общения ребенка-дошкольника с окружающими его взрослыми и сверстниками, формирует речь, развивает игровую и познавательно-исследовательскую деятельность. Коммуникативные умения позволят ребенку в дальнейшем конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. У детей с нарушением зрения в большинстве случаев задерживается развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, которые вызывают трудности при обучении грамоте. Включение в занятия игровых упражнений по выделению звука из слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова способствует развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения грамоте детей с нарушением зрения, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные отдельным воспитанникам. В нашем детском саду встречаются дети со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности, гиперактивные дети. Все это создает дополнительные трудности в усвоении детьми навыков чтения. Неотъемлемым компонентом активизации речевых и познавательных способностей ребенка является создание развивающей предметно-пространственной среды в группах. Материал, содержащийся в речевых центрах, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал регулярно заменяется или пополняется. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Хочется еще напомнить о том, что педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, должны учитывать общие требования к использованию демонстрационного и раздаточного материала: - весь демонстрационный материал предъявляется на доске или мольберте, т.е. в статичном положении; - размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см; раздаточного – от 2 до 5 см в зависимости от остроты зрения; - желательно чаще использовать так называемые «лечебные» цвета, которые стимулируют работу сетчатки глаза: красный, желтый, оранжевый и зеленый и их оттенков; - для детей со сходящимся косоглазием рекомендуются игры и упражнения, предполагающие взор вверх. Для работы за столом таким детям необходима подставка; - для детей с расходящимся косоглазием рекомендуются игры и занятия, предполагающие взор вниз, подставки для книг и пособий не нужны; - предпочтительно использовать фоновые экраны для создания контрастности при демонстрации объектов и для работы за столом, преимущественно зеленого цвета, причем для детей с миопией предпочтительнее использовать тёмный фон; - рассматриваемый объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, лишних деталей, с четким контуром, на контрастном однородном фоне. В нашем детском саду сложилась определенная система подготовки детей к обучению грамоте. Такая скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагогов и воспитателей даёт положительные результаты. Все это позволяет детям успешно продолжить обучение в общеобразовательных школах города.
Библиографический список
1. Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М: Астрель, 2008. – 176 с. 2. Плаксина Л.И. теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М: Город, 1998. – 130 с. 3. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – №2. – с. 84-88.