Актуальные вопросы дошкольного образования

Кравченко Ю.А. Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Кравченко Ю.А. Игровое распевание как эффективное средство для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. В соответствии с требованиями ФОП современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Методологической основой работы по развитию певческих навыков средствами игрового распевания явились идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, В.В. Емельянова, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова и современных педагогов: О.В. Кацер, Т. Боровик.

Для обучения детей пению я использую различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи и звукопроизношения.

В пении успешно интегрируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Целью музыкального воспитания в детском саду является: научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дошкольники должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении ребят пению необходимо следить за посадкой, осанкой, как стоят, держат корпус, голову, открывают рот. При правильном положении тела у них лучше работает диафрагма - главная дыхательная мышца. Исходя из этого, пение способствует улучшению настроения, повышению иммунитета, улучшению кровообращения, нормализации сердцебиения и артериального давления, улучшению общего самочувствия, исчезновению головных болей.

На своих занятиях я применяю методику игрового распевания, так как игровые технологии способствуют быстрому освоению и запоминанию музыкального материала.

Что такое игровое распевание? Игровое распевание – это простые упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием. Игровые песни-упражнения вырабатывают отдельные автоматизированные действия голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодических оборотах. Тексты песенок интересны детям. Они создают радостное настроение, детские впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности детей с нарушениями речи.

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематическое внимание.

Задачи игрового распевания:

1. Сначала необходимо настроить детей на рабочий лад, собрать внимание.

2. Затем подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.

3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.

4. Закрепить сложные моменты изучаемых произведений.

Важно, чтобы на музыкальных занятиях каждое задание имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес стимулирует развитие у дошкольников музыкальных способностей. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей. Например, в беседе с детьми выясняем: сможет ли космонавт без подготовки совершить полет в космос? Может ли хоккеист добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли музыкант стать знаменитым, если не будет работать над собой? Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Конечно, нет. Поэтому мы с вами как настоящие артисты тоже будем тренироваться петь, наше занятие начнём с распевания, чтобы наш голосок научить красиво и чисто петь.

Первый этап распевания – непосредственно знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой на экране. Обсуждаем, какие здесь персонажи. Какими голосами они поют.

Второй этап – добавляем к распевке мимику, характерные движения определённого персонажа. Например, когда поём за медведя все превратимся в медвежат и покажем, как они вразвалочку, переваливаясь с лапы на лапу, идут по лесу. А когда будем петь за соловья – покажем крылышки, как у птички.

Третий этап - делим детей на группы, и каждая группа поёт партию своего персонажа.

Наиболее интересной, мне показалась, методика игрового распевания, современного музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой. Она является автором пособия «Учимся петь и танцевать, играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса; лёгкий, запоминающийся текст, каждая распевка подкрепляется картинкой. Большинство распевок написаны по сюжету известных сказок.

В основе распевок сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Карабас-барабас и куклы», «Машенька и медведь».

Отличие этих образов помогает детям четко сопоставить и воспроизвести их.

Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. На данном этапе детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно. Когда песенка уже хорошо выучена и знакома, можно обыгрывать малыми группами, чередуя разные распевки или исполнять их дуэтом, используя костюмы и реквизит. Такие приёмы надолго продлевают и поддерживают интерес детей к распевке. Ребята осознанно, с интересом озвучивают голоса персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты. При этом совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Еще один прием, который я использую в своей работе – это пение детьми песенки под собственное сопровождение игрой на любимом музыкальном инструменте. Это способствует развитию навыков игры на инструментах, что в будущем пригодится для игры в оркестре. Я убедилась в том, что игровое распевание превосходит все ожидания, так как детям интересно распеваться, они воспринимают игровую распевку как первую из песен.

В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста повышается интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дошкольники демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, застенчивых детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, волнения.

Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных игровых упражнений для распевания, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка входит в быт ребят. Дети поют в группе, дома родителям и вместе с родителями.

Библиографический список

1.Евтодьева А.А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - Калуга, 2013.

2.Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2024-07-01 13:03 2024