Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf
Проблема формирования предпосылок учебной деятельности и как следствие - психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе - тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.
Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.
Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.
Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.
Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.
Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
- умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат[селевко].
Эльконин Д.Б. и его сотрудники выделили следующие параметры предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте:
- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную, систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически - это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:
- чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу.
- так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению.
Таким образом, мы выяснили, что для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации необходимы определенные психолого-педагогические условия.
Учебно-воспитательный процесс в системе дошкольного образования построен на том, чтобы сориентировать воспитанников на обучение через учебно-игровую деятельность различным предметным умениям и действиям. Многие дошкольники проявляют пассивность и неудовлетворенность процессом обучения, не умеют использовать и развивать свои двигательные, познавательные и творческие возможности, на которые ориентирует их педагог на учебных занятиях. Отсутствие стремления к активному саморазвитию и овладению начальными знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, повышению творческих возможностей может быть связано с преобладанием на сегодняшний день традиционного обучения на основе субъектно-объектного отношения.
Процесс формирования предпосылок учебной деятельности, позволяет оптимизировать процесс развития в старшем дошкольном возрасте, способствует преемственности дошкольного и начального общего образования, становлению познавательной направленности личности ребенка, социально-личностному развитию, его субъектной активности. По мнению Н.Я. Михайленко, H.A. Коротковой, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной, в практике дошкольного воспитания по-прежнему продолжает преобладать парадигма субъект-объектного отношения воспитателя к детям, отсутствуют гуманистические педагогические технологии, направленные на развитие субъектной активности дошкольника, воспитатели практически не владеют навыками личностно ориентированного взаимодействия.
В исследованиях И.В. Вачкова и А.Б. Орлова отмечена необходимость смены моносубъектного экстерналистского подхода на полисубъектный диалогический подход, сущность которого заключается не в передаче и усвоении предметных знаний, а в совместном взаимодействии, личностном росте воспитателя и воспитанников. В соответствии с личностно ориентированным подходом дошкольник должен выступать как полноценный субьект учебно-познавательной деятельности, для этого важно уметь реализовать психолого-педагогическое взаимодействие через систему «субъект-субъектных отношений», где формируется активно-личностная готовность к совместной деятельности
Анализ и обобщение результатов научных исследований указывает на возможность формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности т.н. учебно-игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Библиографический список
1 Азанова, О. А. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников на этапе завершения дошкольного образования [Текст] / О. А. Азанова, Н. Н. Гееб // Вестник практической психологии образования, 2015. – №2 (43). – С. 107–112.2 Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 7478.
3 Артеменко, О.Н. Психология развития: учебное пособие (курс лекций) / О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2014. - 305 с.: табл. - Библиогр.: с. 251. - ISBN 978-5-9296-0723-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457137
4 Бабинова, Н. В. Диагностика сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности [Текст] / Н. В. Бабинова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 137–143.
5 Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. [Текст] / Л.И. Божович. под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. 212 с.
6 Бурматова, А. В. Понятие мотивации к обучению в школе: подходы к содержанию и история вопроса [Текст] / А. В. Бурматова // Вестник магистратуры. – 2015. – № 9 (48). – С. 30–32.
7 Велик, Я.Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.02 [Текст] / Я.Н. Велик. – Челябинск, 2011.