Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Тип: нравственно – практико - ориентированный.
Цель: Формировать систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
-способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать умение сопереживать другим людям;
- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;
- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.
- Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Актуальность.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект «Ты и я – мы с тобой друзья!».
Предполагаемые результаты
- формирование ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми
- приобретение навыков взаимопомощи.
-закрепление навыков сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Выявление проблемы
Постановка цели и задач
Составление календарно – тематического плана
Создание предметно – развивающей среды
Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевым играм
Разработка конспектов занятий, тематических бесед
Подбор музыкальных произведений и художественной литературы
Вступительная беседа с родителями и воспитанниками
Вводная беседа с детьми
Разработка диагностических материалов
Основной этап
Предусматривает непосредственную реализацию проекта и проведение запланированных мероприятий.
Заключительный этап
Анализ работы над проектом
Диагностика ЗУН детей
Выводы
Презентация проекта
Итоговое мероприятие: «Ты и я – мы с тобой друзья!»
Содержание работы с участниками проекта
Работа с детьми
1.Беседы по теме проекта;
2. Подвижные и дидактические игры;
3. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы;
4. Просмотр мультфильмов, презентаций;
5. НОД по теме проекта;
6. Разучивание песен и стихотворений;
7. Досуги, развлечения, праздники;
8.Художественное творчество совместно с взрослыми;
9. Вечера пословиц, загадок;
10. Драматизации, инсценировки сказок;
11. Кукольный театр.
Взаимодействие с педагогами и родителями
1. Анкетирование;
2. Информация в родительском уголке;
3. Индивидуальные и групповые консультации по теме проекта;
4. Помощь в организации праздников, театральной деятельности;
5. Помощь в организации предметно – пространственной среды;
6. Помощь в организации круглых столов;
7. Родительское собрание.
План реализации проекта.
Работа с детьми.
Месяц
Виды деятельности
сентябрь
Беседа: «Давай знакомиться»
НОД: «Что такое дружба»
Рассматривание картины: «Строим дом»
Подвижные игры: «Наседка и цыплята»
Дидактические игры: «Добрые дела»
Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Художественное творчество детей: «Дружат ладошки»
Прослушивание музыки, песен: музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского «Настоящий друг».
Мультзал: «Репка»
Итоговое мероприятие:
октябрь
Беседа: «Кто такой друг»
НОД: «Дружба»
Рассматривание серии картин: «Дети играют».
Подвижные игры: «Наседка и цыплята»
Дидактические игры: «Хорошо или плохо»
Чтение художественной литературы: Р.Н.С. «Волк и козлята»
Прослушивание музыки, песен: «Песенка друзей»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья» игровая ситуация «Пришли гости»
Мультзал: Чебурашка и крокодил Гена
Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Дерево дружбы»
ноябрь
Беседа: «Почему не нужно ссориться»
Рассматривание картины: «Строим дом»
НОД «Как научиться дружить, или Секреты дружбы»
Игры на сплочение: «Найди своего брата или сестру»
Чтение художественной литературы: Р.Н.С. «Кот, петух и лиса»
Прослушивание музыки, песен: музыка В. Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка»
Пальчиковая игра: « Веселые пальчики»
Мультзал: «Теремок»
Пальчиковая игра: «Наши пальчики дружны»
Итоговое мероприятие: Кукольный театр «Теремок»
декабрь
Беседа: «Мои друзья»
НОД: «Дружба и друзья»
Подвижные игры: «Самолеты»
Дидактические игры: «Пирамидка дружбы»
Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
Музыкальная игра: «Если весело живется»
Сюжетно-ролевые игры
Мультзал: «Про львенка и черепаху»
Итоговое мероприятие: Досуг «Друзья для Чебурашки»
январь
Беседа: «Кто твой друг?» НОД: «Дружба и друзья»
Дидактические игры: «Добрые дела»
Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы»
Игры на сближение: «Магазин «Детский мир»
Прослушивание музыки, песен: «Есть у солнышка дружок» Сл. Е. Каргановой, Муз. Е. Тилечеевой
Мультзал: «Крошка Енот»
Итоговое мероприятие: Кукольный театр
февраль
Беседа: «Ты и я, мы с тобой друзья» НОД: «Как лисичка искала друга»
Рассматривание сюжетных картинок о добре и зле.
Дидактическая игра: «Телефон»
Игра - викторина: «Да-да, нет-нет…»
Чтение художественной литературы:
«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной
Художественное творчество детей: «Наши дружные ладошки»
Прослушивание музыки, песен: «Про дружбу» Сл. Ю. Энитина, Муз. Г. Гладкова.
Пальчиковая игра: «Дружат пальчики у нас»
Мультзал: «Приключения кота Леопольда»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Правила друзей»
март
Беседа: «Поделись игрушкой» НОД: «О дружбе и друзьях».
Пальчиковая игра «Миримся мизинцами»
Игры на сплочение: «Круг друзей»
Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы».
Кукольный театр: «Заюшкина избушка»
Художественное творчество детей:
Прослушивание музыки, песен: «Жить в своем доме всегда одному скучно и мне и тебе и ему» Сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
Мультзал: «По дороге с облаками»
Итоговое мероприятие: Досуг «Путешествие в страну доброты и дружбы»
апрель
Беседа: «Волшебные слова» НОД: « Сказка о дружбе котёнка Кеша и мышки Мани».
Игры на сплочение: «Живые куклы»
Дидактические игры: «Добрые дела»
Чтение художественной литературы Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
Художественное творчество детей: «Заюшкина избушка»
Игры на сближение: «Веселая зарядка»
Мультзал: «Кто сказал. Мяу»
Итоговое мероприятие: Досуг: «Домашние питомцы»
май
Беседа: «Мы делили апельсин»
НОД: «Научим Незнайку дружить»
Игры на сплочение: «Злой дракон», «Добрые волшебники»
Дидактические игры: ««Ответь правильно (с кубом)»
Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы»
Игры на сближение: «Птицы в ловушке»
Мультзал: «Самый большой друг»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Ребята! Давайте жить дружно!»
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
Анкетирование: «Социально – нравственное воспитание детей»
Консультация: «Формирование представлений о дружбе у дошкольников»
Октябрь
Совместное творчество: «Поделки из природного материала»
Ноябрь
Буклет: «Уроки дружбы»
Совместное творчество поделки из сетки: «Воздушные пейзажи»
Декабрь
Помощь в организации новогоднего утренника
Игра – викторина «Что такое верный друг?»
Январь
Сотворчество детей и родителей выставка рисунков: «Этот добрый Дед Мороз»
Февраль
Консультация «Уроки общения»
Март
Праздник «Мамочка любимая моя»
Апрель
Фотовыставка: «Наши дружные ребята!»
Май
Совместное участие в развлечении: «Ты и я - мы с тобой друзья»
Взаимодействие с педагогами
Сентябрь
Консультация: «Игра – это серьезно»
Декабрь
Консультация: «Особенности взаимоотношений детей 4- года жизни»
Март
Сообщение: «Сущность бесконфликтных взаимоотношений дошкольников».
Май
Консультация: «Учим детей толерантности»
Библиографический список
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987
2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6.
3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.
4. Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.
5. Бабаева Т. « О социально-эмоциональном развитии дошкольников//Дошкольное воспитание» – 2006 - №6 стр. 13 – 19
6. Венгер Л. А. «Наша группа» – М, - 1978 стр. 56 – 62
7. Ешкова Н. « Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности//Дошкольное воспитание» – 2003 - №1 стр. 20 – 27
8. Клименкова «Игра как азбука общения// Дошкольное воспитание» - 2002 - №4 стр. 7 – 13
9. Минаева В. « Знакомим детей с эмоциональным миром человека// Дошкольное воспитание» – 2003 - №2 стр. 13 – 20
10. Нидоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №5 стр. 38 – 43
11. Сисякина И., Войнова Н., Усатова «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №4 стр. 13 – 21
12. Силберг Д. «500 развивающих игр» - издание для досуга; - Минск – 2004
13. Змановский Ю. Ф. «Библиотека молодой семьи» «Наши дети» - М – 1988 стр. 202 – 206
14. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» - М – 2006
15. Пособие конспект для практических работников ДОУ «Давай поиграем»//Составитель И. А. Пазухина – Санкт- Петербург – 2005
16. Якобсон, Чернавина С. «Формирование взаимоотношений между детьми 3 -4 лет//Дошкольное воспитание» - 2002 - №1 стр. 5 – 11
17. Интернет ресурсы.