Тип: нравственно – практико - ориентированный. Цель: Формировать систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях. Задачи: -способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. - учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей; - развивать умение сопереживать другим людям; - воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу; - формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей. - Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Актуальность. Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников. Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект «Ты и я – мы с тобой друзья!». Предполагаемые результаты - формирование ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми - приобретение навыков взаимопомощи. -закрепление навыков сотрудничества. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап Выявление проблемы Постановка цели и задач Составление календарно – тематического плана Создание предметно – развивающей среды Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевым играм Разработка конспектов занятий, тематических бесед Подбор музыкальных произведений и художественной литературы Вступительная беседа с родителями и воспитанниками Вводная беседа с детьми Разработка диагностических материалов Основной этап Предусматривает непосредственную реализацию проекта и проведение запланированных мероприятий. Заключительный этап Анализ работы над проектом Диагностика ЗУН детей Выводы Презентация проекта Итоговое мероприятие: «Ты и я – мы с тобой друзья!» Содержание работы с участниками проекта
Работа с детьми 1.Беседы по теме проекта; 2. Подвижные и дидактические игры; 3. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы; 4. Просмотр мультфильмов, презентаций; 5. НОД по теме проекта; 6. Разучивание песен и стихотворений; 7. Досуги, развлечения, праздники; 8.Художественное творчество совместно с взрослыми; 9. Вечера пословиц, загадок; 10. Драматизации, инсценировки сказок; 11. Кукольный театр.
Взаимодействие с педагогами и родителями 1. Анкетирование; 2. Информация в родительском уголке; 3. Индивидуальные и групповые консультации по теме проекта; 4. Помощь в организации праздников, театральной деятельности; 5. Помощь в организации предметно – пространственной среды; 6. Помощь в организации круглых столов; 7. Родительское собрание. План реализации проекта. Работа с детьми. Месяц Виды деятельности
сентябрь Беседа: «Давай знакомиться» НОД: «Что такое дружба» Рассматривание картины: «Строим дом» Подвижные игры: «Наседка и цыплята» Дидактические игры: «Добрые дела» Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Художественное творчество детей: «Дружат ладошки» Прослушивание музыки, песен: музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского «Настоящий друг». Мультзал: «Репка»
Итоговое мероприятие:
октябрь Беседа: «Кто такой друг» НОД: «Дружба» Рассматривание серии картин: «Дети играют». Подвижные игры: «Наседка и цыплята» Дидактические игры: «Хорошо или плохо» Чтение художественной литературы: Р.Н.С. «Волк и козлята» Прослушивание музыки, песен: «Песенка друзей» Сюжетно-ролевые игры: «Семья» игровая ситуация «Пришли гости» Мультзал: Чебурашка и крокодил Гена
Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Дерево дружбы»
ноябрь Беседа: «Почему не нужно ссориться» Рассматривание картины: «Строим дом» НОД «Как научиться дружить, или Секреты дружбы» Игры на сплочение: «Найди своего брата или сестру» Чтение художественной литературы: Р.Н.С. «Кот, петух и лиса» Прослушивание музыки, песен: музыка В. Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка» Пальчиковая игра: « Веселые пальчики» Мультзал: «Теремок» Пальчиковая игра: «Наши пальчики дружны» Итоговое мероприятие: Кукольный театр «Теремок»
декабрь Беседа: «Мои друзья» НОД: «Дружба и друзья» Подвижные игры: «Самолеты» Дидактические игры: «Пирамидка дружбы» Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; Музыкальная игра: «Если весело живется» Сюжетно-ролевые игры Мультзал: «Про львенка и черепаху»
Итоговое мероприятие: Досуг «Друзья для Чебурашки»
январь Беседа: «Кто твой друг?» НОД: «Дружба и друзья» Дидактические игры: «Добрые дела» Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы» Игры на сближение: «Магазин «Детский мир» Прослушивание музыки, песен: «Есть у солнышка дружок» Сл. Е. Каргановой, Муз. Е. Тилечеевой Мультзал: «Крошка Енот»
Итоговое мероприятие: Кукольный театр февраль Беседа: «Ты и я, мы с тобой друзья» НОД: «Как лисичка искала друга» Рассматривание сюжетных картинок о добре и зле. Дидактическая игра: «Телефон» Игра - викторина: «Да-да, нет-нет…» Чтение художественной литературы: «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной Художественное творчество детей: «Наши дружные ладошки» Прослушивание музыки, песен: «Про дружбу» Сл. Ю. Энитина, Муз. Г. Гладкова. Пальчиковая игра: «Дружат пальчики у нас» Мультзал: «Приключения кота Леопольда»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Правила друзей» март Беседа: «Поделись игрушкой» НОД: «О дружбе и друзьях». Пальчиковая игра «Миримся мизинцами» Игры на сплочение: «Круг друзей» Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы». Кукольный театр: «Заюшкина избушка» Художественное творчество детей: Прослушивание музыки, песен: «Жить в своем доме всегда одному скучно и мне и тебе и ему» Сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского Мультзал: «По дороге с облаками»
Итоговое мероприятие: Досуг «Путешествие в страну доброты и дружбы» апрель Беседа: «Волшебные слова» НОД: « Сказка о дружбе котёнка Кеша и мышки Мани». Игры на сплочение: «Живые куклы» Дидактические игры: «Добрые дела» Чтение художественной литературы Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» Художественное творчество детей: «Заюшкина избушка» Игры на сближение: «Веселая зарядка» Мультзал: «Кто сказал. Мяу»
Итоговое мероприятие: Досуг: «Домашние питомцы» май Беседа: «Мы делили апельсин» НОД: «Научим Незнайку дружить» Игры на сплочение: «Злой дракон», «Добрые волшебники» Дидактические игры: ««Ответь правильно (с кубом)» Чтение художественной литературы: Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы» Игры на сближение: «Птицы в ловушке» Мультзал: «Самый большой друг»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Ребята! Давайте жить дружно!»
Взаимодействие с родителями Сентябрь Анкетирование: «Социально – нравственное воспитание детей» Консультация: «Формирование представлений о дружбе у дошкольников» Октябрь Совместное творчество: «Поделки из природного материала» Ноябрь Буклет: «Уроки дружбы» Совместное творчество поделки из сетки: «Воздушные пейзажи» Декабрь Помощь в организации новогоднего утренника Игра – викторина «Что такое верный друг?»
Январь Сотворчество детей и родителей выставка рисунков: «Этот добрый Дед Мороз»
Февраль Консультация «Уроки общения» Март Праздник «Мамочка любимая моя» Апрель Фотовыставка: «Наши дружные ребята!»
Май Совместное участие в развлечении: «Ты и я - мы с тобой друзья» Взаимодействие с педагогами Сентябрь Консультация: «Игра – это серьезно» Декабрь Консультация: «Особенности взаимоотношений детей 4- года жизни» Март Сообщение: «Сущность бесконфликтных взаимоотношений дошкольников».
Май Консультация: «Учим детей толерантности»
Библиографический список 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987 2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6. 3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985. 4. Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978. 5. Бабаева Т. « О социально-эмоциональном развитии дошкольников//Дошкольное воспитание» – 2006 - №6 стр. 13 – 19 6. Венгер Л. А. «Наша группа» – М, - 1978 стр. 56 – 62 7. Ешкова Н. « Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности//Дошкольное воспитание» – 2003 - №1 стр. 20 – 27 8. Клименкова «Игра как азбука общения// Дошкольное воспитание» - 2002 - №4 стр. 7 – 13 9. Минаева В. « Знакомим детей с эмоциональным миром человека// Дошкольное воспитание» – 2003 - №2 стр. 13 – 20 10. Нидоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №5 стр. 38 – 43 11. Сисякина И., Войнова Н., Усатова «Развитие детей в игровой деятельности//Дошкольное воспитание» – 2001 - №4 стр. 13 – 21 12. Силберг Д. «500 развивающих игр» - издание для досуга; - Минск – 2004 13. Змановский Ю. Ф. «Библиотека молодой семьи» «Наши дети» - М – 1988 стр. 202 – 206 14. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» - М – 2006 15. Пособие конспект для практических работников ДОУ «Давай поиграем»//Составитель И. А. Пазухина – Санкт- Петербург – 2005 16. Якобсон, Чернавина С. «Формирование взаимоотношений между детьми 3 -4 лет//Дошкольное воспитание» - 2002 - №1 стр. 5 – 11 17. Интернет ресурсы.