НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мишутова А.С., Бекмухамедова Е.В. Ньютоновская жидкость

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Программные задачи:
-Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
-Развивать воображение умение проводить несложные эксперименты.
-Продолжать развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
-Добиваться необходимых мер безопасности при проведении опытов на занятиях.
Предварительная работа:
-Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
-Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
-Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?»
Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с волшебной жидкостью, которая может быть как в твердом, так и в жидком состоянии.
Для начала вспомним, что такое жидкость?
Ответы детей: это состоянии вещества, которая находится в жидком состоянии.


Воспитатель: Какую жидкость мы с вами можем встретить в природе?

Ответы детей: лужи, озера, пруды, моря, дожди.


Воспитатель: Совершенно верно. Сами люди состоят из жидкости. Вода дает нам жизнь. Мы все время сталкиваемся с использованием жидкости в повседневной жизни. Как мы используем ее?


Ответы детей: когда пьем чай, моем руки, наливаем масло на сковороду, заправляем машины.
Воспитатель: Какие свойства жидкостей Вы знаете?.

Ответы детей: текуча, т. е. принимает форму любого сосуда
Воспитатель: Смотрю вы устали, давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Капля с капелькой летела, (берутся за руки, идут по кругу)
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
Вот и лужа налилась! (расходятся)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, вниз)
В лужу тёмную попало,
Солнцем греется вода, (поднимают руки вверх)
Улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся вверх)
Капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
Вместе держатся за ручки -
И плывут по небу тучки.

Воспитатель: Все жидкости, которые находятся только в жидком состоянии называются ньютоновскими, по имени известного ученого Исаака Ньютона. (показываю портрет И. Ньютона). Кто знает кто такой Ньютон?
Ответы детей
Воспитатель: Исаак Ньютон-это великий физик. Еще в конце 17 века он проводя очередной эксперимент обратил внимание, что грести веслами быстро гораздо тяжелее нежели, если делать это медленно. И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается исходя из силы воздействия на нее.
Воспитатель: Но, оказывается, не все жидкости ведут себя правильным образом.

Все мы знаем, что мед - густая жидкость, вязкая - он течет очень медленно и медленно заполняет сосуд, в который его перелили. А молоко - жидкость с малой вязкостью, более жидкая. Она тут же принимает ту форму, которую имеет сосуд и мгновенно растекается по нему. Но мед - это всегда мед, а молоко - всегда молоко.
А вот ньютоновские жидкости могут быть и вязкими и тут же совершенно жидкими. Все зависит от того, что с ними делают.
И сегодня с помощью подсказок, спрятанных у нас в группе мы узнаем какие ингридиенты необходимы для опыта и как его сделать.
Давайте найдем наши подсказки:
Детям даем карту, начинают искать.

Воспитатель: Вот мы и нашли наши подсказки. Из каких ингредиентов мы будем делать нашу «Волшебную жидкость»?
Ответы детей: Крахмал и вода.
Воспитатель: А сколько нам нужно воды и крахмала?
Ответы детей: Один стакан крахмала, пол стакана воды.

Сегодня мы с вами и попробуем сделать ту самую загадочную ньютоновскую жидкость или как я говорила в начале, волшебную жидкость.
Воспитатель: Проведем эксперимент по получению ньютоновской жидкости. Действительно, для этого нам нужен крахмал и вода. Примерно на 1 стакан крахмала, полстакана воды.
Затем насыпаем крахмал в чашку и нальем воду, тщательно размешаем.
Воспитатель: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким. Кто вспомнит как оно называется?

Ответы детей: Это вещество называется ньютоновским.

Воспитатель: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается.

Воспитатель:  Берем жидкость в руку, она растекается; сжимает жидкость в руке, резко раскрывает руку, на ладони лежит комок, затем комок растекается. Затем медленно опускаю палец в жидкость белого цвета, палец свободно проходит и касается дна емкости. Вынимаю палец, резко и быстро начинает стучать по жидкости, палец остается на поверхности.
Вот она! Неньютоновская жидкость! Свойства неньютоновской жидкости: она может быть твердой и совершенно жидкой, все зависит от того, что с ней делают.
 Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?
Ответы детей: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.
Воспитатель: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?
Ответы детей: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.
Итак, ньютоновская жидкость какая?
Ответы детей: Она жидкая и текучая пока нет движения.
Воспитатель: Совершенно верно!
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового?
Ответы детей: Мы разговаривали о жидкостях. Что существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой.
Воспитатель: Как она называется?
Ответы детей: Эта жидкость называется ньютоновская.
Воспитатель: Что делали на занятии?
Ответы детей: На занятии мы делали ньютоновскую жидкость и проводили с ней опыты.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось на занятии? Что вам не понравилось на занятии?



























2022