Программные задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды. -Развивать воображение умение проводить несложные эксперименты. -Продолжать развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. -Добиваться необходимых мер безопасности при проведении опытов на занятиях. Предварительная работа: -Чтение рассказов, сказок познавательного характера. -Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд). -Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?» Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с волшебной жидкостью, которая может быть как в твердом, так и в жидком состоянии. Для начала вспомним, что такое жидкость? Ответы детей: это состоянии вещества, которая находится в жидком состоянии.
Воспитатель: Какую жидкость мы с вами можем встретить в природе?
Ответы детей: лужи, озера, пруды, моря, дожди.
Воспитатель: Совершенно верно. Сами люди состоят из жидкости. Вода дает нам жизнь. Мы все время сталкиваемся с использованием жидкости в повседневной жизни. Как мы используем ее?
Ответы детей: когда пьем чай, моем руки, наливаем масло на сковороду, заправляем машины. Воспитатель: Какие свойства жидкостей Вы знаете?.
Ответы детей: текуча, т. е. принимает форму любого сосуда Воспитатель: Смотрю вы устали, давайте с вами немного отдохнем. Физкультминутка Капля с капелькой летела, (берутся за руки, идут по кругу) Капля капельку задела, Капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга) Вот и лужа налилась! (расходятся) Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, вниз) В лужу тёмную попало, Солнцем греется вода, (поднимают руки вверх) Улетает в никуда. Выше неба не достать, (тянутся вверх) Капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу) Вместе держатся за ручки - И плывут по небу тучки.
Воспитатель: Все жидкости, которые находятся только в жидком состоянии называются ньютоновскими, по имени известного ученого Исаака Ньютона. (показываю портрет И. Ньютона). Кто знает кто такой Ньютон? Ответы детей Воспитатель: Исаак Ньютон-это великий физик. Еще в конце 17 века он проводя очередной эксперимент обратил внимание, что грести веслами быстро гораздо тяжелее нежели, если делать это медленно. И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается исходя из силы воздействия на нее. Воспитатель: Но, оказывается, не все жидкости ведут себя правильным образом.
Все мы знаем, что мед - густая жидкость, вязкая - он течет очень медленно и медленно заполняет сосуд, в который его перелили. А молоко - жидкость с малой вязкостью, более жидкая. Она тут же принимает ту форму, которую имеет сосуд и мгновенно растекается по нему. Но мед - это всегда мед, а молоко - всегда молоко. А вот ньютоновские жидкости могут быть и вязкими и тут же совершенно жидкими. Все зависит от того, что с ними делают. И сегодня с помощью подсказок, спрятанных у нас в группе мы узнаем какие ингридиенты необходимы для опыта и как его сделать. Давайте найдем наши подсказки: Детям даем карту, начинают искать.
Воспитатель: Вот мы и нашли наши подсказки. Из каких ингредиентов мы будем делать нашу «Волшебную жидкость»? Ответы детей: Крахмал и вода. Воспитатель: А сколько нам нужно воды и крахмала? Ответы детей: Один стакан крахмала, пол стакана воды.
Сегодня мы с вами и попробуем сделать ту самую загадочную ньютоновскую жидкость или как я говорила в начале, волшебную жидкость. Воспитатель: Проведем эксперимент по получению ньютоновской жидкости. Действительно, для этого нам нужен крахмал и вода. Примерно на 1 стакан крахмала, полстакана воды. Затем насыпаем крахмал в чашку и нальем воду, тщательно размешаем. Воспитатель: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким. Кто вспомнит как оно называется?
Ответы детей: Это вещество называется ньютоновским.
Воспитатель: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается.
Воспитатель: Берем жидкость в руку, она растекается; сжимает жидкость в руке, резко раскрывает руку, на ладони лежит комок, затем комок растекается. Затем медленно опускаю палец в жидкость белого цвета, палец свободно проходит и касается дна емкости. Вынимаю палец, резко и быстро начинает стучать по жидкости, палец остается на поверхности. Вот она! Неньютоновская жидкость! Свойства неньютоновской жидкости: она может быть твердой и совершенно жидкой, все зависит от того, что с ней делают. Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость? Ответы детей: Эта жидкость принимает свойства твердого тела. Воспитатель: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой? Ответы детей: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить. Итак, ньютоновская жидкость какая? Ответы детей: Она жидкая и текучая пока нет движения. Воспитатель: Совершенно верно! Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового? Ответы детей: Мы разговаривали о жидкостях. Что существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой. Воспитатель: Как она называется? Ответы детей: Эта жидкость называется ньютоновская. Воспитатель: Что делали на занятии? Ответы детей: На занятии мы делали ньютоновскую жидкость и проводили с ней опыты. Воспитатель: Что вам сегодня понравилось на занятии? Что вам не понравилось на занятии?