Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Маркова Т. Ю. Подводные жители Голубой звезды

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Цель теоретической части:
Формирование чувства доброты, отзывчивости, нежности, толерантности.
Задачи:
 1.Научить детей идентификации (проживать, прочувствовать образы).
 2. Учить сенсорному анализу (анализ объекта через чувства).
 3. Научить эмоционально погружаться в образ.
 4. Развивать чувство эмпатии (уметь ставить себя на место объекта, чувствовать, как он).
 5. Развивать художественное восприятие.
Материалы: подборка иллюстраций подводных обитателей, изображение Голубой звезды, запись «Звуки природы», музыкальные произведения Эннио Морриконе «Chi Mai Live», «The Professional» из фильма «Профессионал», «The Good, the Bad and the Ugly» из фильма «Хороший, плохой, злой».

Цель к практической части:
Развитие коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных УУД.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2.Обогащать словарный запас детей.
3. Развивать познавательную активность.
Материалы: бисер и пайетки разного цвета, нитки, иголка, ножницы, рамка с фоном из голубой ткани, картон, фетр разного цвета, шаблоны подводных обитателей, ручка шариковая.
С целью сбережения здоровья младших школьников используются ритмические движения в процессе всего занятия.

Ход занятия:

1 часть (теоретическая)
Учитель: Ребята, я предлагаю вам сегодня вспомнить наше путешествие на Голубую звезду (демонстрируется изображение Голубой звезды на smart доске). Закройте глаза и вслушайтесь (включается диск «Звуки природы»: щебетание птиц, журчание ручья, жужжание пчёл, шелест листвы...)
Что вы чувствуете?
Дети: Прикосновение мягкого ветерка, теплых солнечных лучей, ароматные запахи…
Учитель: Откройте глаза. Что вы видите? Кого вы видите?
Дети: Изобилие ярких красок, множество различных насекомых, занятых своими делами – стрекозы, пчёлы, птицы…Это наши чистокрылышки с Голубой планеты!
Учитель: Какими вы их видите?
Дети: Доброжелательными, милыми, нежными…
Учитель: Все так, как тогда, когда мы с вами покидали эту планету. Вспомните, что вы обещали чистокрылышкам?
Дети: Жить по жизнеутверждающей формуле №3.
Учитель: Произносит формулу №3.
Дети: Заканчивают фразы.
Учитель: Я точно знаю, что чистокрылышки видят нас и знают, что вы отлично справляетесь со всеми трудностями, прекрасно относитесь друг к другу и дарите тепло и любовь своим родным и всем, кто вас окружает. Именно поэтому они прислали вам телеграмму с просьбой о помощи. (Зачитывается телеграмма):
Вам с планеты Голубой
Раздается позывной.
SOS, на помощь, помогите!
И планету сохраните.
Чтобы в море и на суше
Были родственные души.
Милые, красивые
Добрые, смешливые
Жители морские
Забавные, живые.
Учитель: Чистокрылышки просто уверены в том, что именно вы поможете подводным обитателям Голубой звезды и справитесь с поставленной задачей. Вложите в свою работу все свои силы и знания, все добрые и хорошие чувства, всю свою душу и создайте на Голубой планете самый прекрасный подводный мир.

2 часть (практическая)
Учитель: (Включаются поочередно с небольшими паузами музыкальные произведения Эннио Морриконе «Chi Mai Live», «The Professional» из фильма «Профессионал», «The Good, the Bad and the Ugly» из фильма «Хороший, плохой, злой».
Предлагает организовать рабочие места: дети выбирают бисер, пайетки, фетр нужного цвета, иглу и нитки необходимой длины и цветов. Выбирают шаблоны морских обитателей, обводят и вырезают из фетра. Петельным стежком обрабатывают срезы, украшают рамки из цветного картона приемом «Закрепка пайетки бисером», прикрепляют по центру рамки своих подводных обитателей).
Дети: Выполняют работу.
Учитель: Помогает выполнять сложные элементы (закрепки), если дети затрудняются с выбором, демонстрируются изображения с подводными обитателями на smart доске. По окончании оформленная  на картоне работа прикрепляется на тканевом голубом фоне в рамке.
Музыка выключается.
Учитель: Посмотрите, какая красота получилась! Ребята, а кто помнит мультфильм про обитателей подводного мира, на которых получились похожи наши жители?
Дети: Русалочка, Немо, Флиппер и Лопака, Подводная братва…
Учитель: Я хочу вам предложить посмотреть отрывок из мультфильма «В поисках Немо» (включается отрывок из м/ф). Детям предлагается выйти на ковер и подвигаться, как морские обитатели под музыку.
Дети: Любуются красотами подводного мира, созданного своими руками. (видео выключается).
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой девиз может быть у наших подводных жителей, таких веселых, добрых, дружных, нежных, отзывчивых, способных помочь друг другу даже ценой собственной жизни.
Предлагается формула, учитель начинает, дети заканчивают фразы.
Радости движенья – да, да, да!
Воздействию и лени – нет, нет, нет!
Рефлексия
Учитель: Мы приземлились, у нас было сказочное путешествие. Что вы узнали и чему научились?
Дети: Из этого путешествия мы привезли хорошее настроение и приятные воспоминания. И поэтому когда нам будет трудно, мы вспомним наш девиз на жизненном пути.
Учитель: произносит жизнеутверждающую формулу №3.
Дети: договаривают фразы.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за участие. Всего вам доброго! До новых встреч!

Приложение


Жизнеутверждающая формула №3


Радости движенья – Да, да, да!
Бездействию и лени - Нет, нет, нет!
Солнцу в нашей жизни – Да, да, да!
Мраку, подозрениям – Нет, нет, нет!
Теплоте, сердечности – Да, да, да!
Бездушию и хамству – Нет, нет, нет!
Силе и здоровью – Да, да, да!
Немощи и слабости – Нет, нет, нет!
 Жизнь с победной песней – Да, да, да!
Жизни в прозябании – Нет, нет, нет!
Радость в настоящем – Да, да, да!
Страха перед будущим – Нет, нет, нет!
Смелости, задору – Да, да, да!
Робости и страху – Нет, нет, нет!
Интерес к искусству – Да, да, да!
Интересу к сплетням – Нет, нет, нет!
Интересу к людям – Да, да, да!
Интересу к тряпкам – Нет, нет, нет!
Уверенности в жизни – Да, да, да!
О прошлом сожалениям – Нет, нет, нет!
Нашей яркой жизни – Да, да, да!
Всем нашим сомнениям – Нет, нет, нет!
Нашему здоровью – Да, да, да!
Нашим беспокойствам – Нет, нет, нет!


Библиографический список


1. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность /Б. И. Додонов// Вопросы психологии.-1995.-№3.- с.34-39.
2. Изард, К. Е. Эмоции человека/К. Е. Изард.-М.: Просвещение, 1980.-254 с.
3.Олыпанникова, А. Е. Эмоции и воспитание /А. Е. Олыпанникова.-М.:Просвещение, 1983.-277 с.
4. Г. Доман «Гармоничное развитие ребёнка». «Аквариум» Москва 2006 г.


2022