НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Куклина О.В. Актуальные вопросы речевого развития ребёнка до трёх лет

Библиографическое описание:
Куклина О.В. Актуальные вопросы речевого развития ребёнка до трёх лет // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля рождения здоровых новорожденных в течение последних лет значительно снизилась. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга, в том числе и речевых, уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка до трёх летнего возраста предполагает активное взаимодействие всех ее участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка) в реабилитационном процессе. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

При рождении речевые структуры, присутствующие в мозге, изначально «молчат». Им еще нужно научиться действовать, а значит нужно созреть. Для того чтобы созревание нервных клеток происходило, в опыте ребенка должны присутствовать предметы, явления, действия, включающие их в работу, иначе говоря, требуются внешние стимулы. Для включения «речевых» клеток важно, чтобы вокруг говорили. В том случае, если речевые структуры мозга долго не получают стимулов («пищи»), они могут погибнуть.

Конечно, среда, в которой пребывает ребенок, очень важна, но даже если она полноценна, развитие может задержаться или нарушиться из-за повреждения областей мозга, уготованных для тех или иных сторон речевой деятельности. Но при определенных усилиях родителей и специалистов их роль в раннем возрасте могут взять на себя другие, не пострадавшие мозговые зоны. Такая «взаимовыручка» возможна потому, что детский мозг пластичен. У взрослых людей, потерявших речь из-за того, что отвечающие за нее мозговые зоны погибли, подобная перестройка гораздо более трудна.

В чем же причина задержки речевого развития?

Причины задержки речевого развития у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.

Органические факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:

– патология протекания беременности у матери (угроза прерывания, инфекционные заболевания, тяжёлые эмоциональные стрессы);

– патология развития и задержка внутриутробного развития плода;

– тяжёлые роды, протекающие с длительным безводным периодом, гипоксией и асфиксией плода; рождение ребёнка путём Кесарева сечения, роды с выдавливанием и наложением щипцов; повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗРР.

Социальные причины:

– смена страны проживания в раннем детском возрасте и двуязычие в семье;

– педагогическая запущенность или наоборот – гиперопека, когда родители и родственники ребенка, угадывая его желания, лишают ребенка потребности в самостоятельном говорении;

– недостаток семейного общения, при котором нет прямого общения между родственниками.

Когда же ребенок должен начать говорить?

Уровень речевого развития может быть разным, даже в пределах одной возрастной группы – от легкой темповой задержки до грубой ЗПРР.

Симптомы-предвестники этих нарушений можно увидеть в период доречевого развития, когда у ребёнка появляется гуление, затем лепет и первые слова. Этот период развития проходит очень быстро по времени – от 3-х месяцев до 1,5 л.

В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.

С 1,5 лет до 2-х лет — активно наращивается словарный запас, формируется пассивный и активный словарь, появляется речевая фраза и обращённая речь.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все звуки, кроме "л", "р" и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?".

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.

Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития. Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!

Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?

1. Логопеды. Помогают развить речевую мотивацию, стимулируют речевое высказывание. Успешнее всего с этим справляются логопеды, работающие в маленьких группах детей и индивидуально, а так же проведение логоритмических занятий.

2. Неврологи. Лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

Самые распространенные ошибки:

– К сожалению, многие родители считают, что до 4 лет ребенок может не пользоваться экспрессивной речью. «Он очень смышленый, все понимает!». Родители выполняют любое желание ребенка, обозначенное жестом или взглядом. Не мотивируют ребенка на речевое высказывание. Мало с ним играют;

– Родители не проходят своевременно диспансеризацию у всех специалистов (ЛОР, невролог, психолог);

– Родители часто перепоручают заботу о речевом и физическом развитии няням, бабушкам;

– Родители говорят в семье на нескольких языках.

Огромное, даже решающее значение в коррекции речевых нарушений в детском возрасте имеет своевременная диагностика: чем раньше начнётся терапевтический комплекс, тем быстрее малыш заговорит, как нужно. Не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалистам, если ребёнок отстаёт от сверстников в речевом развитии или имеются явные симптомы ЗПРР.
2023