НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Першина И.С. Как защитить ребенка от негативного влияния Интернета


Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Интернет - мир широких возможностей. Сейчас с трудом можно найти семью, в которой нет компьютера. Все большее количество детей получает возможность работать в сети Интернет. И вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в сети. Так как изначально Интернет развивался вне какого‐либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?
Мы становимся зависимыми. Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть детей проводит в них все свободное время. В процессе поиска дети вступают в разнообразные отношения, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы. Скорее это даже опасно. Ребенок может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о своих обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.
Наконец, это колоссальный вред для здоровья.
Со стороны физического здоровья – нарушение зрения, осанки, проблемы с желудком (из-за того, что ребенок не может оторваться от компьютера и нормально покушать). Со стороны морального – зависимость, раздражимость, негативные эмоции.
Когда ребенок взаимодействует только с компьютером, социальной сетью, в реальности не умеет строить отношения и выражать свои чувства, тогда это становится зависимостью. Если вы обратите внимание на подрастающее поколение, то обязательно заметите как они «привязаны» к интернету и несмотря на незначительный возраст, становятся опытными пользователями всемирной паутины. Влияние интернета на детей оказывает огромный эффект, что приводит также к негативным последствиям и родители обязательно должны следить за этим. Однако, по нашему мнению, не стоит относиться к интернету исключительно негативно и, в связи с этим, ограничивать доступ к огромному полю полезной информации, способной значительно влиять на качество формирования способности к обучению, восприятию сведений, получению знаний, обусловленных современной конъюнктурой цифровизации общества.
Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники. В этом возрасте взрослые играют определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.
Для детей дошкольного возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны, но все же они сильно зависят от взрослых при поиске детских сайтов. И задача взрослых обезопасить нахождение детей в сети Интернет. Родители должны контролировать в какие компьютерные игры играет их ребенок, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике. Отслеживать какие сайты посещает ребенок, потому что родители порой даже не догадываются, какими ресурсами пользуется ребенок и с какими угрозами сталкивается. А основные угрозы, с которыми сталкивается ребенок - это нежелательное содержание, вредоносные программы, спам, хакерские атаки, ложное информирование, использование личной информации, скрытое преследование, домогательство, причинение вреда самому себе (суицид, анорексия и др.), интернет-зависимость.
Пользование Интернетом можно сравнить с движением по улице. Перед тем как, ребенка отпустить самостоятельно гулять, родители обязательно объясняют ему правила безопасного поведения на улице: обязательность соблюдения правил дорожного движения, правила общения с незнакомыми людьми и т.д.
Значимую проблему составляет уровень компьютерной грамотности самих родителей, их социальной ответственности, осознанности и мудрости мышления. Зачастую такой уровень оставляет желать лучшего и здесь уже не обойтись без контроля и помощи образовательного учреждения. Родители, взрослые люди из круга общения ребенка, должны знать о существующих способах ограничения доступа к интернету, отдельным сайтам. Важно, чтобы в среде детского общения сохранялось требуемое с точки зрения безопасности, отношение к интернету и его отдельным элементам. В частности, любые сообщения от известных и неизвестных пользователей и в любом виде (текстовые, графические и другие) должны быть заблаговременно оценены на предмет достоверности, законности, искренности намерений его автора. Доверчивость ребенка, отсутствие у него житейского и другого опыта создают уязвимость перед опасностью неправильного восприятия полученной информации.
В целях реализации стратегии безопасного пользования интернет ресурсом в образовательных учреждения на систематической основе может быть организовано проведение интерактивных занятий с дошкольниками нацеленных на формирование правильного восприятия ребенком такого ресурса и его знакомство с принципами и правилами его использования в самых разнообразных жизненных ситуациях. Это мастер классы, игры с участием персонажей интернет пространства, к примеру: «Сайт», «Найдика» (поисковой ресурс), «Общайка» (пользователь) и другие. Ребенок должен почувствовать и усвоить безопасный характер функционирования ключевых атрибутов электронной сети, воспринять положительные примеры пользования огромным массивом информационного ресурса интернет. К примеру, сценарий игры может включать историю пользователя «Знайки», который очень хочет узнать кто такой провайдер (он услышал часто употребляемое слово взрослыми при разговоре о сети интернет) и для этого обращается к своим друзьям в социальных сетях, задает вопросы на открытых форумах. «Знайка» получает различные ответы. Вдруг кто-то злой и страшный предлагает свою помощь, обещает, что если «Знайка» кое-что сделает для него, то получит не только искомую информацию, но и коробку любимых конфет. В конце игры «Знайка» понимает, что для того, чтобы разобраться в сложном понятии нельзя принимать скоротечных решений, нужно обязательно посоветоваться и попросить помощи у близкого человека, но никак не верить только лишь многочисленным ответам и указаниям неизвестных пользователей в сети.
Время, проведенное в сети интернет, как и в целом за использованием компьютера или другого современного гаджета, может ограничиваться организацией досуга и общего времяпрепровождения дошкольника. Здесь важно привить понимание разности (различия) реального пространства и виртуального, показать красоту и ценность игры со сверстниками в активные спортивные игры, путешествий, посещения добрых зрелищных мероприятий. Ребенок должен осознавать, что масса видеороликов построена на постановочных сценариях с использованием компьютерных спецэффектов, игры лишь имитируют окружающую реальность, а общение в социальных сетях – лишь инструмент коммуникации, неспособный в полной мере заменить живое общение, правильно передать эмоции и настроение собеседника.
Чрезмерное времяпрепровождение ребенка в виртуальном пространстве, за компьютерной игрой, просмотром видеороликов, фотографий и другими занятиями становится сигналом того, что ему не уделяют должного внимания, круг его интересов преждевременно смещается в узком направлении, он озабочен некой проблемой, формируются психологические комплексы, другие проблемы. В таких случаях важна помощь психолога, требуется разнообразить его повседневный досуг, предпринять меры к увеличению живого общения. И если домашняя среда это сделать не позволяет, проблеме должно уделить самое пристальное внимание воспитательное учреждение.
Таким образом, при организации использования Интернета необходимо соблюдать определенные правила для того, чтобы не омрачить свою жизнь и жизнь своих детей. По мере взросления время, проведенное в интернете, все увеличивается, а контроль со стороны взрослых ослабевает. Но полностью запрещать детям доступ в интернет, утверждая, что им в сети вообще делать нечего, или изымать гаджеты с доступом в интернет точно не стоит. Достаточно продумать меры защиты от разного рода опасностей - через обучение ребенка с помощью, как современных технических разработок, так и профилактических бесед, особое внимание уделить примеру поведения пользователя в сети, который подают все окружение ребенка, и, прежде всего, его близкие люди. Взрослые должны контролировать содержание того, что смотрит их ребенок и сколько времени проводит в сети.
В работе с родителями по данному направлению активно используются разнообразные формы:
- Родительские встречи;
-Тематические беседы с родителями;
- Консультации по данному вопросу;
- Мини-тренинги;
-Оформление информационных стендов;
-Развитие официального сайта нашего детского сада, с размещением полезных для родителей статей об информационной безопасности дошкольников;
-Ежегодный опрос родителей об использовании телевизора и компьютера в семье;
-Проведение семинаров, лекториев для педагогов и родителей с привлечением специалистов (третьих лиц)
Вся эта работа позволяет предоставлять родителям воспитанников именно те материалы, которые окажутся для них наиболее полезными. Родители и педагоги могут помочь детям сформировать понимание и осознание разумного поведения в Интернете с целью избежать доступа к потенциальной угрозе разного характера и некорректной информации, а также неограниченного доступа к Интернету. При этом важнейшим инструментом такого формирования является подача примера и создание надлежащего отношения у воспитуемого как к самой сети, так и ее атрибутам (составляющим). Корректному пользованию необходимо обучать. Упомянутые правила поведения в интернет-среде должны быть основаны на принципах восприятия виртуального пространства как современного средства цифровизации общества с его полезными качествами и опасностью.
Максимально уберечь детей можно только тогда, когда родители искренне проявляют внимание и заботу к своим детям, вникают в их проблемы и находят время для общения с детьми.
Список литературы:
1.       URL: http://www.securitylab.ru/contest/354995.php (дата обращения: 28.05.2019)
2.       URL: https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-tema-nravstvenoe-vospitanie-detei-otricatelnoe-vlijanie-seti-internet.html (дата обращения: 01.06.2019)
3.       Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / Кочерга Светлана Александровна. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 565 c.
2019