Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Долматов М.М. Из опыта работы воспитателя по патриотическому воспитанию в период переходного возраста суворовцев Пермского суворовского военного училища посредством внеурочной деятельности

Библиографическое описание:

Долматов М.М. Из опыта работы воспитателя по патриотическому воспитанию в период переходного возраста суворовцев Пермского суворовского военного училища посредством внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Аннотация. В статье представлен опыт использования внеурочных мероприятий, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств личности обучающихся на средней ступени обучения.

Ключевые слова: геральдика, герб, символы государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит задачу перед всей системой образования реализовать принципы государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения.

Не секрет, что в 90-е годы предыдущего века и 2000-е годы наступившего века образовался провал в воспитании гражданина и патриота нашей страны. Связано это с многими факторами. Для молодежи 90-х главным принципом жизни служили материальные ценности и для того, чтобы поднять уровень патриотизма в молодежной среде сегодня, необходимо формировать культуру гражданственности уже с дошкольного образования.

В системе военного образования, где суворовские училища занимаются воспитанием подростков средней ступени обучения, воспитание гражданственности и патриотизма представлено в различной форме урочной и внеурочной деятельности. В ФГОС определен «портрет выпускника» каждой ступени образования, и первыми качествами среди основных указаны следующие:

«...любящий свой народ, свой край и свою Родину... своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции...осознающий и принимающий ценности семьи, российского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою причастность к судьбе Отечества...». [1]

Основной компетенцией в реализации гражданско-патриотического воспитания суворовцев, мы, педагоги Пермского суворовского военного училища, ставим личностные результаты (направление личности, её гражданская позиция). Согласно источнику [2] формирование гражданско- патриотической позиции в образовательном учреждении включают следующие компоненты:

1. Культурно-воспитательная среда, воссоздающая ценности (символы) российской нации, народов России, территориально-регионального и местного сообщества, символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображение лидеров государства, государственные праздники, памятные даты истории и др.;

2. Создание среды для развития творческой личности;

3. Взаимодействие с семьей, общественными организациями и объединениями, учреждениями культуры и спорта.

Мы представляем опыт реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи на примере серии мероприятий, разработанных и проведенных в 9-11 классах Пермского суворовского военного училища. В разработанном цикле мероприятий реализуется первый, ранее указанный компонент. Серия занятий вышла под общим названием «Герб моей роты» и разработана с применением проектной технологии.

Начальным этапом данной серии стал классный час «Герб моего взвода». На этом мероприятии под руководством воспитателя суворовцами был разработан план реализации проекта, поставлены задачи и сроки исполнения. Главным принципом в реализации данного проекта служила массовость участия суворовцев. В каждом взводе роты, под руководством воспитателя суворовцы реализовывали собственные проекты.

Педагог-организатор провела вводное занятие по изучению законов геральдики, её цветовой символике. Суворовцы узнали, что каждый из цветов обозначает какое-либо качество, например, «золотой» - не только могущество и богатство, но и веру, справедливость, милосердие; «красный» - мужество; «серебро» - доблесть. Воспитанникам была предоставлена информация о понятиях «символ», «эмблема».

Методической целью разработанных мероприятий явилось формирование осознания суворовцев частью военного коллектива, принадлежность к суворовскому братству и воздушно-десантным войскам, под патронажем которых живет наше училище. Здесь реализуется принцип формирования общих интересов и ценностей, работа в группах, осознание себя частью целого, навыков перевода абстрактных понятий «дружба», «единство» в конкретные зрительные образы в виде рисунка-символа. Основное в этих мероприятиях слово «интерес», выражающее позитивный настрой на узнавание себя и товарищей. Демонстрация этого настроя в виде искренних высказываний, оценок, действий и есть показатель достигнутой цели.

Выполненные суворовцами работы обсуждались в каждом классе, причем не происходил отбор лучших, а на первое место ставился принцип массовости. Именно на него обращалось внимание изначально. В классе назначалась группа, которая формировала выставку для представления на ротном мероприятии.

Заключительным этапом серии внеурочных мероприятий стала выставка работ «Герб моего взвода».

Целью мероприятия явилось способствование формированию у обучающихся понятия символа, знака, объединяющего по группам, общим интересам и ценностям, потребности в самореализации. Мероприятие проводилось в виде диспута с защитой позиции своей группы «Я - часть целого (моего взвода)!». Жюри было сформировано из старшего воспитателя роты, педагога-психолога, методиста воспитательного отдела, приглашенного гостя известного художника Пермского края.

В подростковом периоде главное - получение результата и коллективное дело, в данном случае, подходит наилучшим образом. Результат проекта - это прежде всего презентация герба, придуманного лично суворовцами. Его анализ должен носить характер скорее игровой, чем действительного анализа. Впрочем, возможен и собственно анализ герба в форме встречи с реальным художником.

В мероприятиях представленной формы важным аспектом является проведение рефлексии. С учетом специфики закрытого военного училища важно иметь возможность высказать свободно свое мнение, выработать компетенции слушать, слышать, анализировать. Рекомендуется задавать примерно такие вопросы: "Что мы узнали друг о друге?", "Что мы узнали о нашем взводе?", "Какие это вызвало чувства, мысли?", "Что из того, что ты узнал о ребятах или о себе оказалось самым неожиданным, удивительным?", «Как из единиц складывается целое?»

При проведении данного занятия были получены ожидаемые результаты: ребята проанализировали свои сильные и слабые стороны, общее, что их объединяет в группы, осознали себя частью целого, коллектива. Элемент соревновательности между классами (взводами) подстегнул фантазию, каждая группа нашла свои сильные стороны, за счет чего смогла выделиться, произвести впечатление. Сильным эффектом послужило соединение всех гербов в единый герб роты.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у обучающихся идёт активное формирование гражданско-патриотических идеалов и приобретение эстетической культуры. Суворовцы увлеченно занимаются творчеством, активно отзываются на задания творческого характера. Занятия разработанного цикла могут быть полезны во всех суворовских, нахимовских училищах с учетом специфики учреждений. Каждый педагог может внести собственную творческую составляющую в придуманную нами идею. А мы можем лишь пожелать творческих успехов в воспитании настоящих патриотов нашей Родины.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. Сайт http://standart.edu.ru/2. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. - Пенза, 2016,- 116 с.
2023