Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования когнитивно-визуальных средств в учебном процессе. Ключевые слова. Когнитивная визуализация, визуализация, ментальная карта. Abstract: The article deals with the possibility of applying cognitive visual means in the educational process. Key words: Cognitive visualization, visualization, mind map. В эпоху информационной насыщенности современного мира колоссальную значимость имеют технологии, которые акцентируют своё внимание на усвоении и запоминании учебной информации. К одной из таких технологий относится технология когнитивной визуализации, в основе которой лежит когнитивная графика, сочетающая в себе символический и геометрический способы мышления и способствующая активизации познавательных процессов. Термин «когнитивная визуализация» и «визуализация» часто встречаются в педагогической литературе и ассоциируются при этом с реализацией дидактического принципа наглядности обучения. Под визуализацией А.А. Вербицкий определяет «процесс свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [3, с. 41]. Особенность визуализации информации осуществляется на основе диалектического единства визуального восприятия и мышления. В психологическом словаре Р.С. Немова мышление определяется как «когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной, в том числе творческой, активности человека, направленный на решение каких-либо задач» [7, с. 226]. Таким образом, можно выделить когнитивное свойство визуализации. Рассматривая множество трактовок термина «когнитивная визуализация» исследователь Н.Н. Манько понимает под ней «совокупность приемов и методов визуального представления учебной информации, которая активизируют эмоционально-образные компоненты мышления, и обеспечивает когнитивное структурирование содержания знаний, когнитивное моделирование элементов структуры деятельности и процессов взаимодействия объектов» [6, с. 27]. Это означает, что при включении когнитивной визуализации в познавательный процесс она помогает обучающимся в организации их аналитико-мыслительной деятельности, на этапе восприятия и переработки изучаемой информации и дает содержательные знания, которые влияют на глубину осознанности восприятия и понимания специальным образом представленного объекта. Для осуществления когнитивных операций восприятия и понимания значимым процессом считается ассоциирование, которое применяет такие категории как ассоциативное мышление и ассоциации. Обращаясь к словарю Р.С. Немова, можно найти следующее определение понятию ассоциация: «любая приобретенная, функциональная связь между двумя или более психическими элементами» [7, с. 32]. Понятие «ассоциация», ее характеристики и свойства являются основой категориального аппарата ассоциативного мышления. Таким образом, ассоциативное мышление – мышление, основанное на ассоциациях. Ассоциативное мышление дает возможность обучаемому выделять общие признаки предметов, процессов и явлений, а также обобщать их, устанавливая причинно-следственные связи. Именно для развития ассоциативного мышления обучающихся в процессе обучения используется технология когнитивной визуализации. Объединяя понятия «визуальное» и «когнитивное» исследователь О.А. Кондратенко описывает технологию когнитивной визуализации как: «систему действий логически выстроенных и последовательных, направленных на визуальное преобразование учебного материала, целью которых выступает повышение эффективности работы с учебной информацией путем активизации познавательных процессов» [5, с. 86]. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных когнитивно-визуальных средств. К наиболее известным относятся: диаграммы и графы, «стратегические» карты, лучевые схемы-пауки, казуальные цепи, ментальные карты. К одним из средств когнитивной визуализации, используемых в образовании, относятся ментальные карты, построение которых связано с ассоциированием. По мнению британского психолога Тони Бьюзена «ментальная карта (от англ. mind map) – графическое выражение процесса радиантного мышления, то есть ассоциативного мышления» [2, с. 56]. Ментальные карты дают возможность охватить картину в целом и упорядоченно отобразить свои мысли. В различных литературных источниках встречаются и другие названия: ментальные карты, карты ума, карты запоминания, карты памяти, ассоциативные карты. Ментальные карты помогают усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти, и эффективностью хранения информации, повысить которую призван данный метод. При построении ментальных карт в фокусе внимания оказываются только ключевые слова, являющиеся наиболее яркими и запоминающимися, которые помещаются на «ветвях», расходящихся от центральной темы. По возможности используется максимальное количество цветов, добавляются рисунки, символы и т.п. [2, с. 56]. Использование ментальных карт для организации образовательного процесса по информатике позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. При самостоятельном составлении обучающимися или группой обучающихся, карты памяти способствует формированию универсальных учебных действий, предметных и метапредметных навыков. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивают компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий. Ментальные карты при обучении информатике могут использоваться для изучения и объяснения нового материала, закрепления изученного, обобщения и систематизации, а также контроля знаний. Ниже приведен пример использования ментальной карты на уроке информатики, которую обучающиеся могут создать в процессе обобщения знаний по теме «Кодирование графической информации», для создания целостного наглядного образа, а также данную МК можно использовать при объяснении учебного материала темы.
Ментальные карты могут применяться при проверке домашнего задания обучающихся, например, по теме «Локальная и глобальная компьютерная сеть». На предложенном фрагменте МК обучающимся необходимо будет вместо пропусков записать недостающие ключевые слова, связанные с данной темой. Большие возможности использования ментальных карт имеются и при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Таким образом, используя ментальную карту и методику работы с ней, можно прорабатывать каждую тему в том объеме, который будет запланирован на каждое занятие, что позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.