Много лет назад великим французским мыслителем Дени Дидро было высказано изречение «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти высказывания актуальны и сейчас.
ФГОС начального и общего среднего образования определил задачи освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста. Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательные результаты, которых должен достичь ученик к завершению этого жизненного этапа.
Детское чтение – это не только проблема педагогов, родителей, библиотекарей, но и всего государства в целом. В поддержку детского и юношеского чтения в Российской Федерации утверждена Концепция программы, которая представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Эти вопросы рассматриваются как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющие важнейшее значение для будущего страны.
Я, как учитель, понимаю, что чтение является важной составляющей умения учиться, расширять и пополнять своё собственное информационное пространство. Без умения качественно читать, без сформированной привычки к чтению замедляется и приостанавливается личностный рост и развитие ребёнка.
Проанализировав традиционные и современные образовательные текстовые технологии, я выбрала «Технологию продуктивного чтения», разработанную профессором Н. Н. Светловской. Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией, а также способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах нового поколения, а именно:
Ø осознание младшими школьниками роли литературного чтения в познании окружающего мира;
Ø понимание значения чтения для формирования собственной культуры;
Ø работа с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности;
Ø применение анализа, сравнения, сопоставления для определения жанра, характеристики героя; пересказывания текста;
Ø осуществление поиска необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
Ø умение работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Суть технологии довольно проста и состоит в том, что понимание текста детьми происходит за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. На каждом этапе решаются свои задачи.
Предлагаю рассмотреть первый этап работы с текстом до начала чтения. Как увлечь и заинтересовать детей новым произведением? Как организовать начало урока, чтобы он был увлекательным, а затем и плодотворным? Для себя я открыла важный приём, способствующий повышению активности детей и развитию критического мышления–это приём антиципации, который представляет «универсальный механизм психической организации ученика», позволяющий предугадывать или предполагать еще не наступившие события, используя накопленный опыт.
По моим наблюдениям применение такой формы работы позволяет:
Ø сделать каждого ребенка активным участником образовательного процесса;
Ø развить умения предполагать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам.
Ø развивать творческие способности учащихся,
Ø пробуждать желание узнать новое, перейти от незнания к знанию, от неумения к умению.
Ø обеспечивать для каждого ребенка посильную его учебным возможностям нагрузку;
В итоге практика показала, что при использовании данного приёма, учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить. Мною разработана поэтапная система упражнений, направленная на развитие навыка антиципации.
Используя технологию продуктивного чтения в своей работе, считаю её довольно эффективной. Прежде всего, она обеспечивает высокую активность детей. Разумеется, её реализация требует дифференцированного подхода.
Рассмотрим некоторые виды творческих заданий, активно применяемых на этапе работы с текстом после чтения. Это нетрадиционные методические приёмы, которые предлагает нам технология развития критического мышления.
Прием «Написание синквейна»
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Результативность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. Этот приём обогащает словарный запас ребёнка, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу.
Приём «Кубик Блума».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Ø Назови…
Ø Почему…
Ø Объясни…
Ø Предложи…
Ø Придумай…
Ø Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания, творчески интерпретируя информацию.
Хочу обратить внимание на интересные приёмы как составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста и «Составление лэпбука».
Данный вид работы поддерживает творческий интерес детей и предполагает логическое его продолжение в виде проектной деятельности вне урока.
Следовательно, некоторые виды заданий рекомендую использовать на занятиях творчества, при этом гармонично сочетаю работу с текстом как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности.
Хочу добавить, что данная технология универсальна, может применяться на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка и математики. Она способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания, что в полной мере соответствует запросам современного общества, требованиям нового стандарта образования.