Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Печерица Н. А., Киселева Л. Л. Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Удивительный мир бабочек Вологодского края»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Программные задачи:
1. Познакомить с некоторыми видами бабочек Вологодской области и особенностями их строения.
2. Закрепление представлений об особенностях развития, способах питания бабочек и об их пользе, о роли окраски в жизни насекомых (бабочек).
3. Учить подбирать цвета пластилина в соответствии с изображением для создания соответствующего вида бабочки.
4. Закреплять приемы лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями ладоней, расплющивание, размазывание.
5. Продолжать формировать умение украшать работу симметрично.
6. Активизация словаря: крапивница, голубянка, павлиний глаз, лимонница, махаон, боярышница, адмирал.
7. Воспитывать интерес к жизни бабочек, бережное отношение к природе, в частности к насекомым.
8. Создание особой творческой атмосферы путем музыкального сопровождения Дидактический, наглядный материал
Демонстрационный материал: презентация «Удивительный мир», иллюстрации, энциклопедия, книги, мультфильм 1972 г. «Бабочка»;
Раздаточный материал: фото бабочек, пластилин, дощечки для пластилина, стеки.
Предварительная работа: НОД на прогулке ««Почему бабочки такие разноцветные?» с целью показать роль окраски в жизни насекомых (бабочек); наблюдение на экологической тропе «Клумбы для бабочек» с целью формирования знаний детей о пользе насекомых (бабочек); выкладывали бабочек из мозаики, рассматривание всевозможных книг, журналов, энциклопедий, иллюстраций.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку (слайд 2)
Загадка про бабочку
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Дети: бабочка
Воспитатель: Да, (слайд 3) правильно и я предлагаю вам сегодня отправиться в удивительный мир бабочек. Хотите?
Воспитатель: Мы уже знаем, что вокруг нас очень много разнообразных бабочек, которые отличаются и расцветкой и размером. Вспомните, пожалуйста, почему у бабочек такой яркий, красивый наряд - цвет крыльев?
Дети: Когда бабочки садятся на цветок их не видно, они становятся не заметны. Не заметны для птиц, которые ими питаются (могут быть при затруднении наводящие вопросы) (слайд 4)
Воспитатель: Я вам хочу еще рассказать, что бабочки делятся на ночные и дневные (слайд 5)Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей).
Воспитатель: Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
Воспитатель: Мы уже с вами очень много разговаривали о бабочках, смотрели мультфильм, читали энциклопедии, и книги давай те ещё раз посмотрим (слайд 6), что же представляет собой бабочка (рассматривание и называние всех частей): крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами (слайд 7). Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок (слайд 8). Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
А сколько всего ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног (слайд 9).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть.
Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
Воспитатель: Есть еще много разных бабочек. Обо всех подробно не расскажешь. Например, в нашей Вологодской области встречаются вот такие бабочки: Лимонница, Боярышница, Махаон (слайд 10,11,12).
Как вы думаете, почему вот этих бабочек назвали именно вот так? Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили: Лимонница. Адмирал. Павлиний глаз (выслушиваем ответы детей)
С ними мы сегодня и познакомимся: Большой павлиний глаз и Павлиноглазка (слайд 13). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Это бабочка летает ночью. А большой Павлиний глаз - это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске.
А это бабочка Голубянки (слайд 14). Действительно, часто Голубянки бывают разных оттенков синего и голубого. Но и красные бывают и золотистые. Невелики они размером, но очень красивы.
Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде весело резвятся. Поэтому и встретить их можно, поближе к теплым краям.
Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А, кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Воспитатель: Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам с помощью пластилинографии сделать бабочек, которые встречаются на территории нашей Вологодской области и подарить для детей младшей группы, а заодно рассказать и всё то, что вы узнали о бабочках.
Далее идет работа детей под музыку «Спокойный вечер. Звуки природы», выдаются изображения бабочек.
По окончанию работы проводиться рефлексия: Что вы запомнили об удивительных насекомых бабочках? (выслушиваем ответы детей)
Литература:
«Татаринов, А. Г. Русская номенклатура насекомых европейского северо-востока России: дневные чешуекрылые, стрекозы, прямокрылые / А. Г. Татаринов, О. И. Кулакова. – Сыктывкар: ИБ Коми НЦ УрО РАН, 2019. – 136 с. – DOI: 10.31140/book-2018-04.
2021