Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Филатова Н.А. Как младшему школьнику и их родителям преодолеть трудности в начальном обучении иностранному языку (английскому)

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальных классах подразумевает развитие у детей навыков чтения, письма, восприятия услышанной информации и говорения. Материалы пособий учат школьников понимать аутентичные тексты, ситуации и аудио диалоги. Учебники содержат несколько структурированных уроков на актуальные, жизненные темы, например, семья, школа, хобби и т.д. Учитель часто дает выполнять задания в парах или группах, таким образом, школьники употребляют английский язык, разговаривая друг с другом в процессе подготовки, и привыкают к свободному общению.
Британские и американские учебные пособия пользуются популярностью среди учителей начальных классов. В числе их основных достоинств – соответствие последним образовательным тенденциям, актуальность тем, красочность, большой объем практики слушания английской речи. Однако в большинстве школ занятия проводят по российским учебникам. Их большим плюсом является учет особенностей родного языка, а также соответствие требованиям министерства образования к уровню подготовки учащихся. Изложение грамматики идет более понятным русскому человеку языком, предлагается больше грамматических упражнений.
Чтобы уроки проходили продуктивно, учителю следует поддерживать заинтересованность детей в английском. Для этого применяется игровая методика преподавания английского языка в начальных классах, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. Задания в форме игры помогают отвлечься от книг и правил и с пользой провести время. При правильном планировании и использовании игры способствуют тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно выучить, а как реальное и доступное детям средство общения. В то время как выполнение обычных заданий обычно вызывает у школьников опасение сделать ошибку, участие в играх заставляет их полностью включиться в ее ход, особенно если есть соревновательный элемент, и они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки.
Обучение английскому языку в младших классах не может проходить без аудио и видео заданий. Песни из-за своей ритмичности, эмоционального оттенка и частого повторения фраз помогают лучше запомнить лексику. Просмотр видео и мультфильмов на английском предполагает широкий выбор интересных текстовых и грамматических упражнений.
Еще одна методика, которой пользуются российские учителя, – проектная. Ученики в продолжение нескольких занятий знакомятся с какой-либо темой, новой лексикой, грамматическими правилами, узнают интересную информацию. Для закрепления материала им предлагается создать проект, это может быть индивидуальная, парная или групповая работа, с дальнейшей его презентацией и обсуждением. В процессе таких занятий дети развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности.
Любая методика приводит к лучшим результатам и становится разнообразной при ее правильном сочетании с элементами других методик.
При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению благодаря сходству начертания букв.
Знакомство с буквами английского алфавита и обучение написанию букв происходит в занимательной форме с учётом психологических трудностей, возникающих
у учащихся восьми лет, когда они вступают в мир «абстрактных знаков», какими являются буквы.
Знакомство с буквами английского алфавита происходит следующим образом: учитель
- знакомит учащихся с буквой: показывает карточку, на которой изображены заглавная и строчная буквы (или рисует их на доске); называет букву; называет звуки, которые она может давать при чтении;
- обращает внимание учащихся на название буквы и на звук(и), который(ые) она может давать при чтении; показывает соответствующий(ие) знак(и) транскрипции; сообщает или напоминает детям слова, где есть эта буква (или просит учащихся сделать это);
- предлагает второклассникам посмотреть на рисунок с образом буквы в рабочей тетради и / или в иллюстрированном алфавите (стр. 126-127), послушать в аудиозаписи рифмовку, в которой есть слова с данной буквой, и найти эту букву на рисунке. Рифмовки не обязательно заучивать наизусть;
- знакомит учащихся с написанием буквы. Для этого учитель медленно пишет буквы (заглавную и строчную) на доске, комментируя, в какой последовательности и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы буква получилась правильной. Желательно, чтобы учащиеся несколько раз написали буквы в воздухе, следуя комментариям учителя;
- предлагает детям обвести контуры заглавной и строчной букв в рабочей тетради, а затем написать несколько букв самостоятельно;
- просит учащихся дописать дома строки с буквами.
Для того чтобы запомнить графический образ буквы и закрепить навык её написания, научиться различать в буквах пространственные направления сходных элементов, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.
Для формирования орфографических навыков используется цветовая сигнализация, а также упражнения: вставить в слова пропущенные буквы, записать слова с определёнными звуками, составить слова из букв (буквосочетаний), решить кроссворды и сканворды.
Постановка правильного произношения у младших школьников является одной из основных задач обучения в начальной школе, поэтому работа над фонетической стороной речи занимает значительное место на уроке.
Звуки английского языка, похожие на звуки русского языка, достаточно легко усваиваются учащимися путём имитации речи учителя, но есть и специальные задания на сравнение звуков английского и русского языка.

Библиографический список

1.       Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
2.       Головастикова П.М. “Как сделать учение увлекательным” - журнал “Начальная школа”, 2006 год, №2, с.30.
3.       Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979.-150с.
4.       Rivers, W. - Teaching foreign language skills/ W. Rivers. 2 nd. Ed. Chicago, London. The Univ. of Chicago press. 1981.- 576 p.
2019