Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Бугаева И.С. Методическая система «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Библиографическое описание:

Бугаева И.С. Методическая система «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» - учебное заведение, в котором обучение ведется на основе сочетания общеобразовательной и профильной подготовок. Русский язык изучается на базовом уровне (5-9 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Литература (5-11 классы) – на базовом уровне.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Теоретические знания без постоянной практики, личного творческого опыта не дают желанных положительных результатов. Поиски наиболее эффективных путей достижения поставленных целей привели к разработке уроков-практикумов в 5-8 классах, которые направлены на осуществление максимально прочной связи научно-лингвистических знаний, получаемых на уроках русского языка, с речевой практикой обучающихся. Практикум включает разные виды работ, направленные на глубокое восприятие образного слова, целостного текста и формирование навыков выражения собственных мыслей в ярких, уместных для данной речевой ситуации формах. Уроки-практикумы позволяют уделить особое внимание преодолению индивидуальных коммуникативных пробелов, развитию интереса к семантике слова, его валентности, особенностям функционирования в разных речевых системах.

Уроки-практикумы построены на основе примерной программы по русскому языку к учебникам 5-8-х классов Т.А.Ладыженской, не нарушая целостности программного материала, так как все виды речевой деятельности, предполагаемые в курсе русского языка, органично вплетаются в данный курс.

С целью формирования совершенствования коммуникативной культуры, совершенствования культуры речи и развития творческих способностей обучающихся был введен предмет «Культура речи» (5 - 7 классы).

Предлагаемые разделы курса: «Общение», «Стили речи», «Лексикология», «Текстоведение» и «Речевой этикет в деловых отношениях» - отражают принцип преемственности между ступенями школы, системный подход в обучении и интегрированность курса, направленного на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Содержание курса предполагает использование разных форм организации обучения (эксперимент, диалог, самостоятельная работа и пр.) Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность). Особое место уделяется на занятиях по культуре речи формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием проектной деятельности. Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества.

Содержание и методика культурологического обучения по данному курсу направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения культуры речи в школе. Программа содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы. При работе с интернет – ресурсами предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике, дополнительный тренинг по культуре речи, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания

В 8 классе в программу включен предмет «Текстоведение». Цель курса - научить школьников чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в слове, понимать роль слова в тексте, что позволяет выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию; повторить, обобщить и систематизировать знания о строении и языковых особенностях текста; путём выполнения практических заданий расширить и углубить знания ребят о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно - выразительных средствах языка, подготовить их к идейно-художественному анализу текста.

Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности: анализ текста, работа со схемами, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно), работа с дополнительными источниками (научно - популярной литературой, справочниками, словарями и др.), поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление.

Углубленное изучение русского языка реализуется в 10-11 классах.

Цель курса «Русский язык» - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Методологической основой государственной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) образования по русскому языку, что позволяет организовать занятия по данному предмету как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе использую игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. На уроках использую следующие виды работ:

1) Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений: читательские, жизненные, фантазийные.

3. Устные дискуссии. Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Устная или письменная газета.

5. Языковые игры: «Корректор», «Вставь слово», «Продолжи рассказ по его началу…», «Собери текст», «Распространи предложение», «Найти «третье лишнее».

6. Минутки поэзии.

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9. Почему так, а не иначе.

10.Пересказ художественного текста от лица героя.

11.Сообщения.

Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам.

Вместе с тем предусматриваются уроки, направленные на углубление знаний и выработку умений по речеведению: развитие навыков лингвистического анализа текстов разных стилей и типов речи, формирование умений создавать собственный текст на основе исходного в заданном жанре.

Всё это призвано обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о русском языке, особенно синтаксисе, закрепление основных навыков правописания и речевых умений, расширение лингвистического кругозора учащихся, организацию успешной подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом по формированию коммуникативной компетенции учащихся: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, тематические (речевые) уроки, «самодиктанты», лексические разминки, сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение, редактирование текста, свободные диктанты, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, сравнение 2-х текстов, письмо, ролевые коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся, повышают уровень речевой культуры нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

- лингвистическая лаборатория;

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-тест;

- урок-конкурс;

- урок-игра;

- урок-дискуссия и др.

На уроках русского языка применяется технология обучения хорошей речи на основе текста. Основными формами и методами организации работы с текстом являются выразительное чтение (глубокое понимание смысла текста), поисковое чтение (нахождение конкретной информации), разговор с текстом (нахождение проблемы и ее аргументации), моделирование текста (дополнение текста языковыми средствами в заданном стиле), прошу слова (создание собственного текста в заданном стиле), на острие пера (публикация материала в школьных и районных СМИ)

Творческое развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

Театрализация включает в себя:

1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев (при изучении рассказов А.П.Чехова, рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом, можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.

4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, создаются афиши и буклеты, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.

Приемы театрализации создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, порождают атмосферу ликующего творчества.

На своих уроках я применяю следующие приёмы: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра.

Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами.

Одним из примеров является инсценировка. Упражнения: «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку) » занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его.

Применение театрализации, в основе которой лежит организация совместной учебной работы школьников в группе, показывает следующие ее преимущества: возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплоченность класса, устанавливается дружеское взаимоотношение; ученик, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. Также в ходе подготовки и репетиций выделяются ребята, обладающие организаторскими качествами. Это облегчает работу руководителя и способствует развитию личностных качеств учащихся.

Библиографический список1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002

2. Верещагин Е. М. Костомаров В. Г. Язык и культура. – М., 2015.

3. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 2012. – С.

4. Казарцева О.М., Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие, - М.: Флинта, Наука, 2018г.

5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М.,2020.

6. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг / Л.А. Петровская // Избр. тр. – М.: Смысл, 2017.

7. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев; Краснояр. гос.пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.
2023