Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бабушкина Т.А. Проблема формирования графического навыка у дошкольников с речевыми нарушениями в контексте готовности к школьному обучению

Библиографическое описание:

Бабушкина Т.А. Проблема формирования графического навыка у дошкольников с речевыми нарушениями в контексте готовности к школьному обучению // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Проблему готовности к школьному обучению исследовали многие отечественные и зарубежные специалисты: социологи, психологи, педагоги, методисты (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.И Гуткина, Н.Г. Салмина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева и др.).

В контексте общей школьной готовности большое внимание уделяется формированию графических навыков. Этот навык определяется дошкольником по подготовке руки к письму, как основной в работе. Под графическими навыками рассматривается овладение дошкольника карандашом, штриховать, соединять по точкам, умение рисовать, обводить, и т.д. Графические навыки – при выполнении заданий практически необходимы первокласснику, которые одни из существенных навыков во всех образовательных областях (например, дорисовывание нужного количества предметов, рисование узоров по клеточкам, графические задания рассматриваются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам и т.п.). Этот же навык неизбежен и связан с элементами письма букв при подготовке к письму.

Процесс формирования графических навыков подчиняется закономерностям выработки двигательных, речевых и интеллектуальных действий. Для формирования графо-моторных навыков необходим высокий уровень развития моторики (мелкой и общей), зрительной памяти, зрительно-пространственных представлений и серийной организации движений.

У детей с речевыми нарушениями, в сравнении со сверстниками с нормальной речью, значительно хуже сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Наряду с речевыми нарушениями и особенностями формирования высших психических функций, для детей с общим недоразвитием речи характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется недостаточно развитой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Большие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции. И.Т. Власенко и Е.В. Новикова отмечают недостаточное развитие у детей с общим недоразвитием речи зрительного восприятия, что ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

В своем исследовании В.П. Дудьев, отмечает у детей с общим недоразвитием речи выраженность недостаточного развития движений кистей и пальцев рук. Наиболее низкие показатели имели пробы на динамическую и реципрокную координацию, переключаемость, дифференциацию и ритмичность движений, что свидетельствует о значительном несовершенстве моторики рук по этим параметрам. Так же несформированность тонких движений рук проявлялась в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в трудностях выработки «кинестетической мелодии» двигательного акта.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственновременным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, несформированность всех компонентов моторики (артикуляционной, тонких движений рук, грубой, проявляется несовершенство организации движений на различных уровнях, трудности регуляции и контроля двигательного акта, так же обнаруживается замедленность или застревание на одной позе. Все вышеперечисленные нарушения, осложняют учебный процесс у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Как указывает Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева, нарушения зрительного восприятия у старших дошкольников ведут к трудностям выделения фигур, цифр, букв, соотношения их частей, определения величины, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов. При этом авторы отмечают, что несформированность зрительного восприятия обычно заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой моторной или зрительной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций. Как следствие, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается несовершенство зрительно-двигательной координации.

Для овладения графическими навыками письма, по мнению Е.Н. Российской, очень важно развитие движений пальцев и кисти руки. Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма, на этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис.

Недостаточное развитие мелкой моторики рук, несовершенная координация движений, неполноценность пространственного анализа и зрительно-моторной координации, приводят к нарушению графического и моторного навыка у старших дошкольников с речевыми нарушениями и как следствие, данная категория детей попадает в группу риска по возникновению дисграфии.

Таким образом, необходимо использование целенаправленных методик обследования, что поможет выявить типологические характеристики моторной и графической деятельности дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью, проведение коррекционной работы, направленной на повышение результативности совершенствования графо-моторных навыков, а также разработка приоритетных направлений коррекционного воздействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Альбом: Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учебное пособие. – М.: Academia. - 2020. - 64 с.

2. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников // Логопед. - №3. - 2005. - С. 29-34.

3. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: - 2019. - 240 с.

4. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - №4. - 1995. - С. 43-49.

5. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. – М.: ПКО. - 2012. -182с.

6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс. - 2015. - 240 с.
2023