Актуальные вопросы начального общего образования

Кузнецова О.И. Знакомство с диалектной лексикой в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Аннотация.
В статье ставится вопрос о привлечении внимания младших школьников к диалектной лексике, раскрывается значение этой работы для расширения языковедческих представлений, формирование речевой культуры, развития чувства языка. Приводятся примеры внеурочной работы с диалектной лексикой в начальной школе.
Ключевые слова: лексика, диалектизмы, языковое образование, младший школьник, внеурочная работа.
Под диалектной лексикой подразумеваются такие слова, которые не входят в лексическую систему, а принадлежат одному или нескольким диалектам русского общенационального языка. Диалектная лексика является лексикой внелитературной, лексикой устной разговорно-бытовой речи какой-либо части русского народа.
В настоящее время диалектизмы постепенно уходят из нашей речи, во-первых, под влиянием литературного языка, и, во-вторых, по экстралингвистическим причинам: уходят в прошлое слова, отражающие традиционную, материальную и духовную культуру русского народа. Немаловажным является вопрос об изучении диалектной лексики в школе: В какой мере это служит языковому образованию и развитию учащихся?
Наша позиция такова. Знание говоров русского языка необходимо как учителю, так и школьнику. Ошибки диалектного характера в речи встречаются у школьников не только в сельских школах, но и в городских. Поэтому учитель должен знать не только родной говор учеников, но и уметь сопоставить его систему с системой литературного языка, определить типологию ошибок и наметить работу по их устранению. Например, слово «дюдя» в значении «дедушка», часто встречающееся в речи дошкольников, должно сменяться литературным именованием родства уже в 1 классе. Наоборот, слово «лава» (мостик для полоскания белья) может сохраняться в детской речи, придавая ей местное своеобразие, отражая бытовые особенности окружающей жизни и обеспечивая родиноведческий подход к изучению русского языка.
Значение говоров пригодится и на уроках литературного чтения. В произведениях классической и современной литературы используются элементы диалектной речи для создания художественного колорита или характеристики персонажей. Для идейно-тематического понимания произведений, включенных в программу начального литературного чтения, требуется определенная словарная работа.
Диалектизмы, будучи употребленными в художественной литературе, употребляются обычно в стилистических и художественно-выразительных целях, что предлагает такие виды работы, как разбор синонимов, этимологические справки, морфемный анализ.
Нами было составлено и проведено внеурочное мероприятие на тему: «Родное слово» в начальных классах по диалектизмам Ярославской области. В ходе занятия анализировались ответы учеников на заданные вопросы, а затем делались соответствующие выводы. Следует отметить то, что в программе по русскому языку начальной школы нет соответствующих тем по изучению диалектизмов, они изучаются только в средней школе. Однако начинать эту работу нужно с младшими школьниками.

Конспект внеурочное мероприятия.

«Родное слово»

План мероприятия.

(На доске нарисован сказочный теремок).
Вступительное слово учителя
- В чистом поле теремок.
Он не низок, не высок.
Кто в теремочке живёт?
Кто в невысоком живёт?
- Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:
«Не мёд, а ко всему липнут» (Слова).
- Ребята, в каком разделе русского языка изучаются слова? (Лексика).
- А кто помнит, что такое лексика? (Лексика – в переводе с греческого языка означает «слово». Это раздел языка, который изучает значение слова).
- Какие слова составляют основу лексики литературного языка? (Общеупотребительные).
- Правильно, ребята. Но помимо них в говорах употребляются местные, или диалектные, слова, понятные только жителям определённой территории. Сегодня мы проведём внеклассное мероприятие на тему: «Родные слова», посвящённое диалектам. У нас две команды учащихся 4 класса, которые будут соревноваться в знании одной из групп слов ограниченного употребления – диалектов. А жюри в составе двух учащихся будет оценивать вашу работу, выставлять баллы за каждое задание. Итак, начнем наш конкурс.
Задание №1 «Название дома и домашней утвари».
Вам представлены две таблицы слов из разделов «Название дома и домашней утвари» и «Название одежды и обуви». (Приложение 1)
Попробуйте определить лексическое значение каждого из слов. Вы можете воспользоваться распечатками из Ярославского областного словаря.
«Название дома и домашней утвари»
«Название одежды и обуви»
Баенка – баня.
Балахонка – широкая женская кофта.
Блинуха – сковорода, на которой пекут блины.
 Пимы - валенки.
Понёбье – чердак.
Дувалко – летняя кофта без подкладки.
Печурка – углубления в боковой части русской печи.
Шушунка- ватная жилетка.
Дежка – деревянная кадка для теста.
Чапельник – легкий головной убор.
Паз – узкая щель между кирпичами и досками.
Полусак-короткое полупальто прямого покроя.
Зобенька – корзина.
Топки – тапки.
Пекарка – русская печь.
Кожаны – название кожаной обуви в отличие от валяной.
Курган – кувшин.
Отдирка – головной платок в виде косынки.
Запереборка – кухня.
Лабуты – слишком большая, не по размеру, некрасивая, грубая обувь.
Посудник–тазик для мытья посуды.
Душегрейка – женская шуба, тулупчик.
Самодыр – самовар.
Паглянки – чулки без ступни.
Отмывальник – фартук.
Бахилы-рабочие сапоги с высокими широкими голенищами.
Ёмцы – столовая вилка.
Холщига-рабочая одежда.
Балдушка – большая ложка.
Чуни - лапти, плетенные из бересты.

Задание №2 «Найди нас»
- Как вы считаете, какова сфера употребления диалектных слов? (Разговорная речь людей сельской местности, литературные произведения. В художественных текстах диалекты нужны для того, чтобы передать особенности речи жителей определённой местности).
- Диалектные слова встречаются в художественной литературе. Послушайте стихотворение С.А. Есенина « В хате».
« В хате».
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
-Найдите в стихотворение диалектные слова, их объяснение запишите на листочках и сдайте жюри.
( Драчена- кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами.
Дежка - деревянная кадка для кваса.
Печурка – углубления в боковой части русской печи.
Паз- узкая щель между кирпичами и досками.
Заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи;
Попелица – зола, пепел;
Махотка – глиняная кринка для молока;
Соха — пахотное орудие типа рало у славян — с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева;
Скатый – пологий.
Кудлатые-лохматые.
Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.)
-Поэты и писатели используют диалектные слова для достоверности изображения природы родного края, нравов и обычаев местных жителей, их быта.
Диалектные слова – часть словаря национального русского языка, часть его богатства.
Задание № 3. «Четвёртое лишнее»
- В каждом ряду слов есть одно диалектное. Попробуйте его найти и определить лексическое значение.
1. Кроссовки, туфли, пимы. (Пимы-валенки)
2. Костюм, рукотельник, одеяло. ( Рукотельник – полотенце)
3. Сундук, коробка, рундук. (Рундук-сени)
4. Футболка, куртка, понёва.(Понёва-женская шуба, крытая крашениной)
5. Ямник, полка, ящик. (Ямник-хранилище для овощей; погреб, подполье)
6. Рукава, перчатки, делёнки. (Делёнки-рукавицы)
- Ребята, наша конкурсная программа закончена. Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие, за хорошую подготовку. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихотворение А. Яшина (стихотворение читает заранее подготовленная ученица)
Родные слова.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь, пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугревушка, фырики – снегири,
Дежень, воркуны – вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретёна.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять,
И есть ли такие средства?
- Спасибо, ребята! Вы сегодня много узнали новых диалектных слов. Я хочу вам пожелать, чтобы вы не останавливались и обогащали свой словарный запас диалектными словами.
Данная работа по диалектизмам возможна, на наш взгляд, уже в начальной школе. Знания диалектов могут найти применение в разных жизненных ситуациях.
2018