Аннотация. В статье ставится вопрос о привлечении внимания младших школьников к диалектной лексике, раскрывается значение этой работы для расширения языковедческих представлений, формирование речевой культуры, развития чувства языка. Приводятся примеры внеурочной работы с диалектной лексикой в начальной школе. Ключевые слова: лексика, диалектизмы, языковое образование, младший школьник, внеурочная работа. Под диалектной лексикой подразумеваются такие слова, которые не входят в лексическую систему, а принадлежат одному или нескольким диалектам русского общенационального языка. Диалектная лексика является лексикой внелитературной, лексикой устной разговорно-бытовой речи какой-либо части русского народа. В настоящее время диалектизмы постепенно уходят из нашей речи, во-первых, под влиянием литературного языка, и, во-вторых, по экстралингвистическим причинам: уходят в прошлое слова, отражающие традиционную, материальную и духовную культуру русского народа. Немаловажным является вопрос об изучении диалектной лексики в школе: В какой мере это служит языковому образованию и развитию учащихся? Наша позиция такова. Знание говоров русского языка необходимо как учителю, так и школьнику. Ошибки диалектного характера в речи встречаются у школьников не только в сельских школах, но и в городских. Поэтому учитель должен знать не только родной говор учеников, но и уметь сопоставить его систему с системой литературного языка, определить типологию ошибок и наметить работу по их устранению. Например, слово «дюдя» в значении «дедушка», часто встречающееся в речи дошкольников, должно сменяться литературным именованием родства уже в 1 классе. Наоборот, слово «лава» (мостик для полоскания белья) может сохраняться в детской речи, придавая ей местное своеобразие, отражая бытовые особенности окружающей жизни и обеспечивая родиноведческий подход к изучению русского языка. Значение говоров пригодится и на уроках литературного чтения. В произведениях классической и современной литературы используются элементы диалектной речи для создания художественного колорита или характеристики персонажей. Для идейно-тематического понимания произведений, включенных в программу начального литературного чтения, требуется определенная словарная работа. Диалектизмы, будучи употребленными в художественной литературе, употребляются обычно в стилистических и художественно-выразительных целях, что предлагает такие виды работы, как разбор синонимов, этимологические справки, морфемный анализ. Нами было составлено и проведено внеурочное мероприятие на тему: «Родное слово» в начальных классах по диалектизмам Ярославской области. В ходе занятия анализировались ответы учеников на заданные вопросы, а затем делались соответствующие выводы. Следует отметить то, что в программе по русскому языку начальной школы нет соответствующих тем по изучению диалектизмов, они изучаются только в средней школе. Однако начинать эту работу нужно с младшими школьниками.
Конспект внеурочное мероприятия.
«Родное слово»
План мероприятия.
(На доске нарисован сказочный теремок). Вступительное слово учителя - В чистом поле теремок. Он не низок, не высок. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? - Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: «Не мёд, а ко всему липнут» (Слова). - Ребята, в каком разделе русского языка изучаются слова? (Лексика). - А кто помнит, что такое лексика? (Лексика – в переводе с греческого языка означает «слово». Это раздел языка, который изучает значение слова). - Какие слова составляют основу лексики литературного языка? (Общеупотребительные). - Правильно, ребята. Но помимо них в говорах употребляются местные, или диалектные, слова, понятные только жителям определённой территории. Сегодня мы проведём внеклассное мероприятие на тему: «Родные слова», посвящённое диалектам. У нас две команды учащихся 4 класса, которые будут соревноваться в знании одной из групп слов ограниченного употребления – диалектов. А жюри в составе двух учащихся будет оценивать вашу работу, выставлять баллы за каждое задание. Итак, начнем наш конкурс. Задание №1 «Название дома и домашней утвари». Вам представлены две таблицы слов из разделов «Название дома и домашней утвари» и «Название одежды и обуви». (Приложение 1) Попробуйте определить лексическое значение каждого из слов. Вы можете воспользоваться распечатками из Ярославского областного словаря. «Название дома и домашней утвари» «Название одежды и обуви» Баенка – баня. Балахонка – широкая женская кофта. Блинуха – сковорода, на которой пекут блины. Пимы - валенки. Понёбье – чердак. Дувалко – летняя кофта без подкладки. Печурка – углубления в боковой части русской печи. Шушунка- ватная жилетка. Дежка – деревянная кадка для теста. Чапельник – легкий головной убор. Паз – узкая щель между кирпичами и досками. Полусак-короткое полупальто прямого покроя. Зобенька – корзина. Топки – тапки. Пекарка – русская печь. Кожаны – название кожаной обуви в отличие от валяной. Курган – кувшин. Отдирка – головной платок в виде косынки. Запереборка – кухня. Лабуты – слишком большая, не по размеру, некрасивая, грубая обувь. Посудник–тазик для мытья посуды. Душегрейка – женская шуба, тулупчик. Самодыр – самовар. Паглянки – чулки без ступни. Отмывальник – фартук. Бахилы-рабочие сапоги с высокими широкими голенищами. Ёмцы – столовая вилка. Холщига-рабочая одежда. Балдушка – большая ложка. Чуни - лапти, плетенные из бересты.
Задание №2 «Найди нас» - Как вы считаете, какова сфера употребления диалектных слов? (Разговорная речь людей сельской местности, литературные произведения. В художественных текстах диалекты нужны для того, чтобы передать особенности речи жителей определённой местности). - Диалектные слова встречаются в художественной литературе. Послушайте стихотворение С.А. Есенина « В хате». « В хате». Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. -Найдите в стихотворение диалектные слова, их объяснение запишите на листочках и сдайте жюри. ( Драчена- кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами. Дежка - деревянная кадка для кваса. Печурка – углубления в боковой части русской печи. Паз- узкая щель между кирпичами и досками. Заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи; Попелица – зола, пепел; Махотка – глиняная кринка для молока; Соха — пахотное орудие типа рало у славян — с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева; Скатый – пологий. Кудлатые-лохматые. Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.) -Поэты и писатели используют диалектные слова для достоверности изображения природы родного края, нравов и обычаев местных жителей, их быта. Диалектные слова – часть словаря национального русского языка, часть его богатства. Задание № 3. «Четвёртое лишнее» - В каждом ряду слов есть одно диалектное. Попробуйте его найти и определить лексическое значение. 1. Кроссовки, туфли, пимы. (Пимы-валенки) 2. Костюм, рукотельник, одеяло. ( Рукотельник – полотенце) 3. Сундук, коробка, рундук. (Рундук-сени) 4. Футболка, куртка, понёва.(Понёва-женская шуба, крытая крашениной) 5. Ямник, полка, ящик. (Ямник-хранилище для овощей; погреб, подполье) 6. Рукава, перчатки, делёнки. (Делёнки-рукавицы) - Ребята, наша конкурсная программа закончена. Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие, за хорошую подготовку. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихотворение А. Яшина (стихотворение читает заранее подготовленная ученица) Родные слова. Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода. В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугревушка, фырики – снегири, Дежень, воркуны – вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как пряслицы и веретёна. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, не растерять, И есть ли такие средства? - Спасибо, ребята! Вы сегодня много узнали новых диалектных слов. Я хочу вам пожелать, чтобы вы не останавливались и обогащали свой словарный запас диалектными словами. Данная работа по диалектизмам возможна, на наш взгляд, уже в начальной школе. Знания диалектов могут найти применение в разных жизненных ситуациях.