НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузнецова Е. Б., Сергеева О. С., Бутенко В. В. Виды игровой деятельности и организация игр-занятий с детьми раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В жизни каждого ребенка ранний возраст - самый важный период. Дети очень быстро овладевают различными навыками и умениями. Малыш познает мир, и себя в нем. Поэтому личностно-ориентированный подход необходим каждому ребенку. Основным методом воспитания в раннем возрасте является игра, но она обязательно требует участия взрослого, который объясняет детям правила и способы игровых действий, и помогает, если что- то не получается. Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден.
Малыши живут только настоящим, поэтому инструкции и объяснения чаще всего бывают бесполезными. Все, что их окружает (предметы, движения, различные звуки), побуждает гораздо сильнее, чем слова взрослого. Конечно, это не значит, что с маленькими детьми не нужно разговаривать, но слова воспитателя должны быть очень эмоциональными, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. На этом возрастном этапе образовательная деятельность осуществляется постоянно, пока ребенок находиться в дошкольном учреждении.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами групп раннего возраста следующие задачи:
·          Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
·          Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
·          Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
·          Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, вот что предлагает нам федеральный государственный образовательный стандарт.
В нашем ДОУ организованная образовательная деятельность с маленькими детьми – это интересная, специально организованная педагогом, специфическая детская игра, стимулирующая активность каждого ребенка, формирующая у него определенные представления, умения и навыки, желание общаться, играть друг с другом. Мы обязательно учитываем возрастные и психологические особенности детей раннего возраста. Всю образовательную деятельность связываем с каким-либо событием из личного опыта. При этом чередуем двигательную и умственную деятельность.
Первоначальный социальный опыт формируется на основе удовлетворения жизненных потребностей ребенка. Не секрет, что умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности, а основными видами деятельности детей второго и третьего года жизни являются игра и действия с предметами. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша, она занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, малыш играет. И это его естественное состояние.
Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира. Но без обучающего руководства взрослого игра ребенка может долго оставаться примитивной и недлительной.
По мнению В. Н. Лосевой можно выделить следующие этапы игровой деятельности детей раннего возраста
1.Ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание действия – манипуляции заменяются ориентировочными действиями – операциями.
2.Отобразительная игра для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата.
3.Сюжетно-отобразительная игра (рубеж 1-го и 2-го годов). Содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождается предпосылки сюжетно – ролевой игры.
4.Режиссерская игра (индивидуальная или совместная). Схожа с сюжетно-ролевой игрой.
5.Образно-ролевая игра (к 3 годам). Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку».
6.Сюжетно-ролевая игра– с 3 лет игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывать несколько задач.
7.Дидактическая игра. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Может служить составной частью занятия (по ознакомлению с окружающим миром, по обучению речи, формированию элементарных математических представлений).
Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими играми и дает право назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
В нашем ДОУ особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилии, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Особый подход в работе с детьми раннего возраста заключается в следующем:
а) Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
б) Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры, поскольку оно возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребёнка, т. е в игре.
в) Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
г) Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Например, это использование знакомых малышу ситуаций. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребёнку новые представления. Повторное использование знакомых сюжетов оправданно.
д) Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Если перед ребёнком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха.
е) Необходимо контролировать длительность занятия (5—8 минут).
Внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
ж) Необходима чёткая структура занятия.
Информация лучше усвоится, если каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют: начало и конец игры – это вступительные и заключительные реплики педагога, а продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала и может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
з) Необходима смена видов деятельности.
Позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить про-должительность и эффективность занятия. Подвижные игры нужно сочетать со спокойными занятиями.
и) Гибкость.
Необходимо сочетать чёткое планирование занятия с гибкостью его проведения отдельные части занятия можно сократить, расширить, перенести на следующее занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
к) Перенос знаний.
Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях (как на других занятиях, так и в повседневной жизни, особенно в семейной обстановке).
л) Положительная оценка их деятельности
Любых, даже самых скромных, достижений и успехов, а в случае неудачи не акцентировать на ней внимание.
Исходя из программных задач (разработанных на основе Инновационной программы От Рождения До Школы, под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; Э.М. Дорофеевой и др.,), и в соответствии с санитарными требованиями, наша сетка занятий включает в себя:
В первой группе раннего возраста (1.6 -2 года)
2 занятия по развитию движений,
2 – музыкальных занятия,
3 – по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи ( из них 1 занятие с дидактической куклой, 1 занятие по ознакомлению с художественной литературой, 1 тематическое занятие),
1 – занятие со строительным материалом,
2 – занятия с дидактическим материалом (из них 1 – занятие с дидактическим материалом, 1 – занятие с предметами-орудиями).
Организация работы с детьми включает не только игры - занятия, но и индивидуальную игровую деятельность, прогулки и совместную деятельность в режимные моменты. Игры-Занятия проводим по подгруппам (4-6 человек), продолжительностью до 8 минут, утром и вечером (так малыши лучше усваивают материал).
Во второй группе раннего возраста (2-3года)

3-Занятия по физической культуре,

2-Музыкальных занятия,

1-Занятие ребенок и окружающий мир

2-Занятия по развитию речи. Художественная литература

1-Занятие конструирование/лепка (чередование),

1-Занятия художественным творчеством (рисование)

Мы понимаем, что в педагогике раннего возраста основные методы обучения – игровые. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. В работе с детьми раннего возраста мы используем наглядные методы обучения. Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения игр- занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности осуществляется на занятиях через применение различных методов и приемов.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
Игровые методы в обучении детей:
-Дидактические игры,
-Подвижные игры,
-Игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) Интригующие обстановки.
Словесные методы:
-Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
-Разговор, беседа.
-Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
а) Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
б) Просьба произнести, сказать слово (это платье).
в) Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
г) Подсказывание нужного слова.
д) Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
е) Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
ж) Вопросы.
з) Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
и)Повторение слова за воспитателем.
к) Пояснение.
л) Напоминание.
м) Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
Практические методы и приемы:
-Упражнения (оказание помощи).
-Совместные действия воспитателя и ребенка.
-Выполнение поручений.
Наглядные методы:
-Показ предметов, игрушек.
-Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
-Рассматривание живых объектов.
-Показ образца.
-Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
Приемы:
а) Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
б) Показ с называнием (это кролик).
в) Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
г) Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
д) Многократное повторение слова.
е) Активное действие детей.
ж) Приближение объекта к детям.
з) Задание детям (иди, Вася, принеси мячик).
и) Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
к) Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
л) Выполнение игровых действий
Главное, что можно выделить при проведении игр-занятий, это то, что усвоение материала должно происходить незаметно для детей, в практической, интересной деятельности. Нежелательно, чтобы игры-занятия требовали приложения больших усилий. Во время игр, когда ребенок раннего возраста воспринимает всю информацию ненавязчиво, но интересно, у него веселое, позитивное настроение, когда задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание, ребенок не устает от занятия, когда во время занятий происходит смена деятельности (физическая, художественно-эстетическая, познавательная и др.). Результат работы воспитателя, да и любого родителя, превзойдет все ожидания, а ребенок будет закреплять полученные навыки и знания в повседневной жизни самостоятельно, радуясь своим достижениям.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:
К началу дошкольного возраста (к 3 годам)
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Выполняя все эти требования к образовательному процессу с детьми в условиях ДОУ и к организации развивающей предметно-пространственной среды, мы способствуем решению основного принципа дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, в том числе раннего возраста.

Библиографический список

1.      Закон об образование от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
3.      Веракса Н.Е., Комарова Е.С., Дорофеева Э.М. и др., «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. – 6-е изд., доп.- М: Мозаика-Синтез, 2020.-368с.
4.      Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования» - Москва, Обруч, 2013. – 206с.
5.      С.Н. Теплюк «Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет» - М:Мозаика-синтез, 2010. - 141,[2]с.

2021