Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Основным направлением деятельности всего общества можно назвать охрану здоровья детей. Оптимальный эффект в воспитании здорового человека достигается обучением и воспитанием, проводимым по определенной схеме, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих воздействий медицинского и педагогического характера. Главной мыслью Закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии обучающегося, а значит, о личностно-ценном образовании.
Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи высшей школы в воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Профилактика детских заболеваний является одной из основных задач на сегодняшний день.
Существует множество определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
· Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
· это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это состояние душевного комфорта плюс адекватная поведенческая реакция, с педагогической точки зрения – развитое мышление, которое обеспечивает способностью к творческой деятельности.
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это направление непосредственно связано с таким понятием, как «воспитание», где основную роль должна играть непосредственно семья, а потом уже детский сад, школа на определенном этапе и другие учебные заведения.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно- ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, который по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающие технологии, настойчиво проникают в нашу жизнь и если о восстановлении и сохранении физического здоровья всегда говорилось достаточно много, то о сохранении психического здоровья и овладении технологиями его восстановлении интенсивно начинают интересоваться в настоящее время. Актуальной проблемой настоящего времени является проблема изменения динамики социального здоровья населения, особенно изменение в здоровье детей.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Ведущее место в процессе реализации здоровьесбережения отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность должна быть основана на системном подходе, предполагающем участие в ней всех субъектов образовательного процесса, направлена на физиопсихосоциальную адаптацию детей посредством специально разработанного содержания учебно-воспитательной работы, а также методов, средств ее реализации.
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Образовательные технологии, являются здоровьесберегающими, когда приводят к позитивному изменению как образовательной среды в целом, так и ее субъектов (участников образовательного процесса); направлены на укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья - обогащение возможностей индивида и позитивные социально-психологические изменения личности за счет совокупности теоретических и практических образовательных ресурсов; ориентированы на совместную работу в трех основных взаимосвязанных направлениях деятельности: педагогическом, психологическом, физиологическом.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках это средство обучения и воспитания, вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы с целью повышения здоровья у учащихся во время процесса обучения.
Здоровье детей следует считать главным критерием оценки деятельности школы. Охрана и укрепление здоровья учащихся является целью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Школа может и должна содействовать сохранению здоровья детей теми методами, которые доступны любому образовательному учреждению.
Все многообразие условий образовательной деятельности, по мнению Э.Н. Вайнера, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, можно классифицировать следующим образом:
1. Информационные перегрузки, обусловленные высокой учебной нагрузкой.
2. Несовершенная организация учебной деятельности.
3. Недостаточная двигательная активность.
Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого организма. Сохранение здоровья молодого поколения представляет собой не только социальную, но и нравственную проблему. Социум должен научить ребенка сохранять свое здоровье, чтобы впоследствии этот ребенок смог перенести полученные знания и опыт на воспитание собственных детей. Таким образом формируется процесс социализации человека через приобщение к проблеме сохранения им своего здоровья.
Здоровье человека зависит не только от наследственности, но во многом и от его образа жизни, привычек, питания, условий труда, то есть от факторов здоровья.
Основными факторами, определяющими здоровье, являются:
- биологические возможности человека;
- социальная среда;
- природно-климатические условия.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – ЗОЖ, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития и приумножения наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры ЗОЖ, исходя из естественно-социальных основ здоровья и осознания права и ответственности общества за здоровье детей.
Литература
1. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
4. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
6. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
7. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
8. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
Электронные ресурсы
1. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
3. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm