Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее важнейшую ключевую компетенцию - умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а педагог выступает в роли организатора и помощника. В связи с этим широкой популярностью стали пользоваться приемы и методы, формирующие умения самостоятельно получать новые знания, подбирать нужную информацию, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в современной школе. Проектная деятельность рассматривается в ФГОС ООО как часть деятельности по формированию универсальных учебных действий, а индивидуальный проект – как одна из форм оценки достижения планируемых результатов усвоения основной общеобразовательной программы. В основе метода проектов находится стремление максимально развить познавательные навыки обучающихся, сформировать умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также стремление развить критическое и творческое мышление. Важным аспектом применения метода проектов является получение обучающимися реального и сиюминутного результата. Результатом проектной деятельности можно считать не только то, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике, но и опыт деятельности обучающихся, развитие их компетенций и ценностей. В ходе реализации проектов происходит формирование метапредметных и личностных УУД: Познавательные (когнитивные): - формулировка проблемы, ее актуальность; - поиск информации в различных источниках; - умение отбирать и обрабатывать информацию; - структурирование подобранного материала; - моделирование в процессе работы; - рефлексия деятельности. Коммуникативные: - планирование совместной деятельности в парах и группах; - организация сотрудничества; - управление поведением партнера; - разрешение конфликтов; - умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: - постановка конечной цели; - прогнозирование результатов деятельности; - планирование деятельности; - контроль личный и взаимный; - коррекция; - оценка и самооценка. Личностные: - готовность к самоопределению; - способность к осмыслению; - нравственная оценка своих действий и других участников проекта. Участие кадет в проектной деятельности происходит при реализации проектов различной направленности: творческие, исследовательские, социальные проекты и другие. Так, например, хотелось бы остановиться на участии кадет в реализации проектов в рамках городского социального марафона «Школа – территория ЗОЖ», подготовке и защите исследовательских проектов к конференции «Восхождение к науке 2020», создании творческих проектов «Портрет блокадного Ленинграда». В процессе реализации проектных работ решались задачи разного уровня сложности, что требовало от воспитанников наличия активной жизненной позиции, умений группового взаимодействия, развитых навыков командной работы. Полученный кадетами положительный первичный опыт участия повлёк за формирование устойчивого интереса и познавательной активности для участия в последующих проектах. Позитивная обратная связь участников проектов мотивировала к увеличению количества кадет, желающих принять участие в реализации последующих проектов. Используя современные технологии, кадеты, совместно с родителями осуществляли самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность, анализировали и обобщали информацию, творчески её представляли. В роте проводились конкурсы защиты проектов, где жюри, из числа педагогов, родителей и кадет роты, отбирало наиболее интересные и креативные работы, которые впоследствии были представлены на различных конкурсах. Таким образом, кадеты овладевали навыком передачи информации; научились грамотно вести диалог: чётко, лаконично или образно выражать мысль, задавать вопросы, приводить аргументы и контраргументы, терпимо относиться к собеседнику; проявлять самостоятельность при создании творческих работ; у кадет развивались умения самооценки и взаимооценки. В процессе реализации проектов различной направленности оценивание результатов воспитанников происходило посредством наблюдения за деятельностью кадет в ходе работы над проектом; анализа презентаций готового продукта; сравнения полученного результата с предполагаемым; проведения само- и взаимоанализа кадетами эффективности применяемых методов и приемов; выслушивания экспертного мнения внешних наблюдателей; итоговой рефлексии. По каждому показателю были выделены три уровня сформированности компетенций: Высокий. Показатель проявляется в значительной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению деятельности; выражено осознанное отношение обучающегося к деятельности и осознание необходимости самосовершенствования в ней. Средний. Показатель проявляется в достаточной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению деятельности, при этом не всегда присутствует осознанное отношение обучающегося к деятельности и осознание необходимости самосовершенствования в ней. Низкий. Показатель проявляется в незначительной степени на уровне теоретической и практической готовности к выполнению деятельности, отношение к деятельности и необходимость самосовершенствования в ней абсолютно не осознаются обучающимся. Анализ рефлексивных отчетов кадет, участников проектов, позволил нам сделать вывод о том, что их участие в реализации проектов обогатило их новыми знаниями, позволило отработать умения, навыки, способствовало развитию самостоятельности, ответственности, коммуникативных и деловых качеств.