Ермолаева Н.И. Детские праздники как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Ермолаева Н.И. Детские праздники как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать, и во многом этому помогают праздники. Праздник – это прежде всего, сказка, которая уносит ребенка в мир фантазий, будит воображение, наполняет сильными эмоциональными впечатлениями. Праздники должны поразить воображение детей, запомниться им. Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, а порой и просто отдохнуть. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. При подготовке к праздникам необходимо подбирать музыкальный материал, который будет неотъемлемой частью, «изюминкой» сценария, что бы музыка ярко и выразительно «представила» персонажи, или события, при этом праздник должен быть доступен и интересен детям. При проведении праздников важно стремиться вызвать у детей радость, веселый смех, любовь к своей стране и к своему народу, к детскому садику, к родной природе, родной речи и напевам, к родителям и друзьям. Очень важно вырастить ребенка жизнерадостным, непосредственным, активным. На праздниках вместе с музыкой сочетаются художественные произведения, живопись, пение, хореография, игры и хороводы, художественное слово. Праздник объединяет различные виды искусства: музыкальное, литературно-художественное, изобразительное. Комплексное их воздействие это - доступность и занимательность, которое производит на детей наиболее сильное впечатление и позволяет эффективно решать воспитательные задачи. Проведения праздника побуждают детей к размышлению, расширяют их кругозор. Праздник является важным средством углубления на всестороннее развитие и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу и творческую выдумку. Систематически проводимые праздники в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют формированию более полному и гармоническому их развитию.
Основной целью проведения праздников является: воспитание бодрости, жизнерадостности, чувства юмора, расширение детского опыта, кругозора, развитие творческой активности, закрепление навыков, знаний и умений, полученных в процессе обучения в детском саду. Это важная форма организации детей вне занятий. Праздник направлен на развитие коммуникативных качеств, умение общаться со сверстниками, стимулирование активной речи, и расширение словарного запаса.
Задачи развивающие:
· Развивать навыки создания свободных театрализованных композиций.
· Развивать умение следить за развитием действия на празднике.
· Развивать умение детей перевоплощаться в образы сказочных персонажей.
· Совершенствовать артистические навыки детей.
· Развивать у детей интерес к праздникам и театрально-игровой деятельности.
· Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, чувства ритма, память, восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Задачи воспитательные:
· Воспитание культурного обогащения детей и эмоциональной отзывчивости.
· Учить детей быстро адаптироваться в новой обстановке.
· Привлекать детей к участию на праздничных представлениях и активизировать их действия.
· Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи образовательные:
· Формировать музыкально-театрализованные представления детей с художественными ассоциациями и жизненными прообразами.
· Формировать умение детей ориентации в пространстве.
· Развивать и расширять словарный запас и художественное слово.
· Формировать положительное отношение к театрализованным играм, поощрять участие детей в этом виде деятельности.
· Формировать у детей чувства участия в коллективной сценической работе.
Сценарий «1 июня – День защиты детей»
Цирковое представление «Клоуны и Клоунята»
Действующие лица:
1. Клоун Бублик.
2. Клоунесса Ватрушка.
3. Артистки с обручами.
4. 2 наездника.
5. Артистки с ленточками.
6. Фокусник.
7. Дети – Клоунята.
Ведущий: - Здравствуйте, ребята!
От чего так много света?
От чего нам так светло?
От того, что это лето,
На все лето к нам пришло!
Сегодня первый день лета. Во всем мире в этот день отмечают праздник, который называется «День защиты детей». Сегодня мы вас пригласили поиграть, повеселиться, пошутить. А где же мои помощники? Давайте все посмотрим на право (дети делают руку козырьком, и поворачиваются на право, а теперь посмотрим на лево (………), ножками потопаем, и ручками похлопаем. А вот, кажется, они идут.
Под музыку заходят клоуны - Бублик и Ватрушка
Бублик: - Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки.
Дети: - Здравствуйте!
Ватрушка: - Мы к вам спешили, торопились и чуть в лужу не свалились.
Бублик: - А вы знаете зачем мы к вам пришли?
Ватрушка: - Мы хотим поздравить вас с праздником и показать цирковое представление.
Ведущий: - Бублик, Ватрушка, а давайте мы с ребятами будем тоже участвовать в представлении?
Бублик: - Да как же вы будете участвовать, вы же еще маленькие?
Ведущий: - Ну, мы попробуем, я думаю, что у нас все получится, правда ребята? Вот, что я придумала, мы наше представление назовем «Клоуны и Клоунята»!
Бублик: - Ну что ж, давайте попробуем, посмотрим, как ваши Клоунята справятся.
Ватрушка: - И так, первым номером нашей программы будут жонглеры!
Мы вам сейчас покажем, как мы с Бубликом умеем жонглировать!
Жонглирование большими мячами под музыку
Ведущий: - Молодцы Бублик и Ватрушка, а теперь мы с ребятами покажем, как мы умеем ловить мыльные пузыри
Игра под музыку: «Кто больше поймает мыльных пузырей»
Бублик: - Какие вы ребята ловкие! Очень хорошо справились!
Ватрушка: - А сейчас мы пригласим своих подружек, они покажут номер «Волшебные обручи».
Танец воспитателей «Волшебные обручи»
Ведущий: - Замечательно, а наши Клоунята тоже умеют крутить обручи, покажем ребята, как мы это делаем!
Дети под музыку танцуют с обручами
Бублик: - Какие вы молодцы!
Ватрушка: - Клоунята, а вы знаете, что ни одно цирковое представление не проходит без лихих наездников! Посмотрите какие они у нас ловкие.
Танец воспитателей с лошадками «Лихие наездники»
Ведущий: - Замечательные наездники, но мы тоже так умеем, правда ребята?
Игра - пляска детей «Наездники»
Ватрушка: - Бублик, ты только посмотри, какие замечательные здесь Клоунята. Они все умеют!
Бублик: - Ватрушка, а где твои подружки, которые танцуют с ленточками?
Ты их пригласила?
Ватрушка: - Конечно, вот они.
Воспитатели исполняют танец «Воздушные ленточки»
Ведущий: - Ребята, а теперь мы с ленточками попляшем!
Дети танцуют с ленточками
Ведущий: - Ватрушка, Бублик, а можно я позову теперь своего артиста?
Ребята, вы любите фокусы? Вот посмотрите, к нам приехал настоящий фокусник.
Фокус «Волшебный коробок»
Фокусник:
Перед вами коробок,
Я кладу в него клубок,
Закрываю, раз, два, три.
Что случилось, посмотри!
Бублик: - Какой замечательный у вас фокусник!
Ведущий: - Ребята, мы с вами побывали в настоящем ЦИРКЕ, а вы были самыми лучшими Клоунятами. Давайте скажем спасибо Бублику и Ватрушке за то, что они устроили нам такой веселый праздник.
Дети: - Спасибо!
Ватрушка: - Мы с Бубликом желаем вам море улыбок, мира и счастья!
Бублик: - А на прощание мы споем нашу любимую песню «Детское счастье».
Рисование мелками на асфальте
Игры с мыльными пузырями
Библиографический список
1. А.С. Кленов «Там, где музыка живет». - М.: Просвещение, 2002 г.
2. Г.В. Левашова «Музыкальные вечера». - Л.: Просвещение, 2004 г.
3. Э.У. Соболева «Праздники и развлечения в детском саду». - М.: Просвещение, 1999 г.
4. Н.А. Яковлева «Развлечения для дошкольников». - М.: Просвещение, 2009 г.
5. А.С. Фурмина «Праздники в детском саду». - Л.: Музыка, 1999 г.