Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Потетюрина Е. А. Основные принципы подготовки обучающихся к ГИА по истории

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


 Сегодня главная задача, которая стоит перед учителем - качественная подготовка обучающихся к ГИА. Именно поэтому каждый педагогический коллектив апробирует в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. В большинстве школ, где дисциплины социально-экономического и гуманитарного цикла изучаются на профильном или углубленном уровне; где успешно ведется обучение по индивидуальному учебному плану, за многолетнюю педагогическую практику сложилась целая система подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Мы хотим представить основные принципы подготовки к ГИА по истории. Наша система вполне оправдана высокими результатами сдачи ЕГЭ и поэтому заслуживает внимания.
 Индивидуальный учебный план среднего общего образования, предусматривающий профильное изучение дисциплин, предполагает достаточное количество часов на изучение истории и обществознания, а также сопряженных дисциплин. Это дает возможность учителю осуществлять подготовку к ЕГЭ в рамках отведенного учебного времени. Реализация этой возможности нами достигается за счет использования различных форм учебного занятия и специфических методов систематизации, обобщения и контроля знаний обучающихся. Рабочую программу по истории на уровень СОО строим таким образом, что бы она содержала как теоретические так и практические занятия в рамках изучения каждой темы. Причем, урок - практикум, как правило, следует за теоретическим занятием и призван способствовать формированию ведущих предметных компетенций обучающихся. Чаще всего на этих уроках используем раздаточный материал, содержащий такие типы заданий как анализ исторического источника, систематизация исторического материала, сравнение и анализ исторической ситуации. По форме и содержанию эти задания позиционируем с заданиями, содержащимися в контрольно – измерительных материалах ЕГЭ. Те задания, выполнение которых вызывают затруднения, решаем у доски. На каждом практическом занятии выполняем тесты по изученной теме. По завершению изучения большого раздела учебного материала, проводим контрольную работу, составленную в формате ЕГЭ. Анализ выполненной работы выявляет не только пробелы в знаниях но, прежде всего, отсутствие устойчивых навыков выполнения заданий определенного типа. Анализ контрольной работы по определенному разделу легче сделать, если она составлена по мини- кодификатору, где задания одного типа идут всегда под одним номером. Например, под номером А1- всегда задание на знание понятий, а под номером А2- на соотнесение исторической личности и события. Коррекцию знаний проводим на дополнительных занятиях, за счет часов неаудиторной занятости учителя.
 Те обучающиеся, которые изучают историю и обществознание на базовом уровне так же, нередко, выбирают эти дисциплины для сдачи ЕГЭ. Следовательно, их подготовка тоже должна быть организована. В рамках основного курса (2 часа в неделю) это сделать очень сложно. Рабочую программу строим таким образом, что почти четверть учебного времени в 11 классе уходит на формирование метапредметных компетенций, связанных с особенностями выполнения различных типов заданий ГИА. Практическое выполнение заданий реализуем частично на учебных занятиях, а также, во время консультаций (после окончательного выбора предметов для прохождения итоговой аттестации).
 Таким образом, за многолетнюю практику сложилось два направления работы. Конечно, приоритет при подготовке к итоговой аттестации учеников, изучающих предмет на профильном или углубленном уровне, отдаем изучению самого исторического материала. Формированию компетенций, необходимых для успешной сдачи экзамена (вплоть до знакомства с бланком ответов ЕГЭ и тренировки по правильному его заполнению) также уделяем большое внимание. Наибольший эффект достигается только при их неразрывном единстве и высокой мотивации обучающихся. Ведь когда мы говорим о подготовленности к чему либо, то понимаем под этим овладение комлексом компетенций, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Готовность выпускников к ГИА содержит в себе ряд составляющих: информационную готовность, предметную и психологическую.
 Успешность представленной системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации обеспечивается, в том числе, благодаря учету некоторых принципиальных моментов. Первостепенной является работа над пониманием формулировки вопроса и формированием умения отвечать строго на поставленный вопрос. Иногда из одного и того же набора исторических терминов формулируем 2 – 3 вопроса, предполагающих совершенно разные ответы. Считаем целесообразным выполнять специальные упражнения на анализ формулировки вопроса и подбора правильного ответа.
 Также, принципиально важно поддерживать высокий уровень трудности заданий. Систематически включаем в задания для работы на уроке такие вопросы, которые выходят за рамки школьного курса. Принцип «высокого уровня трудности» сформулировал ещё Л.В. Занков, считавший, что этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо» (СНОСКА: Цит. по Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2.–М.,1995–с. 254). Формулировка задания для учеников должна предполагать потребность порассуждать. Если мы научим детей рассуждать, то они сумеют додуматься до правильного ответа даже на такой вопрос, который казался безнадежным. Рассуждения о причинно - следственных связях, о цепи последствий исторических событий обязательно выведут ученика на логичный ответ, а, следовательно, обеспечат максимально возможный бал за выполненное задание. Эти задачи успешно решаются, в том числе, через курс внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений».
 Безусловно, для успешной сдачи ЕГЭ нужна постоянная тренировка. Чем больший опыт выполнения типовых заданий накопит ученик, тем меньше оплошностей он допустит на экзамене. Важно довести технологические моменты до совершенства.
 Любой экзамен - это стрессовая ситуация для психики. Именно в такие моменты наша память сознательно или подсознательно находит верные решения и нужные ответы. Психологи рекомендуют доверять своей интуиции. Наши ученики должны знать это. Последние пару месяцев перед экзаменом мы сбавляем обороты напряженной предметной подготовки и отдаем предпочтение подготовке психологической.
 Это принципиальные подходы к подготовке выпускников к ГИА, которыми руководствуются педагоги Комсомольской СОШ Белгородского района. Будем рады, если они станут полезными и нашим коллегам.
2021