НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Ванина Н. В. Диагностика результатов успешности обучения по географии

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у обучающихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Диагностика результатов обучения помогает решать проблемы отбора содержания, определять факторы влияющие на успешность обучения, отслеживать степень усвоения материала, уровень сформированности ключевых компетенций и УУД обучающихся, а также дает возможность проанализировать свою педагогическую деятельность, профессионализм.
Переход на ФГОС требует внесения изменений во все компоненты образовательной деятельности: в организацию и в содержание, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.
Система оценивания выступает как самостоятельный элемент содержания, как средство повышения эффективности преподавания и учения.
Оценка делиться на внутреннею и внешнюю оценки. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью занимаются совместно ученик, родитель и учитель.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
ü Фиксация изображений и звуков.
ü Создание графических объектов.
ü Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений.
ü Коммуникация и социальное взаимодействие.
ü Поиск и организация хранения информации.
ü Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании.
ü Моделирование, проектирование и управление.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
ü Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
ü Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
ü Работа с текстом: оценка информации.
(Приложение 1 «Результаты обучения география ООО ФГОС (из рабочей программы по географии))
Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями к результатам обучения, освоения образовательных программ и включает:
ü осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Например: подготовка к олимпиадам, ГИА и т.д.;
ü самостоятельность обучающихся в формировании образовательной стратегии, осмысленность его действий и осознание уровня их выполнения;
ü критериальное оценивание, при котором обучающийся должен:
знать свои слабые места; знать свои перспективы; понимать, как оценивается его уровень знаний; быть заинтересован в дальнейшем обучении; расширение способов и форм получения обратной связи.
Важно оценивать не уровень подготовки по учебному предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать и т.п.
Следует оценивать не только предметные знания, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность и т.п.)
Оценка должна учитывать не только результат, но и процесс:
ü например, примеры оценки процесса - Вопросы: «Что было трудным?», «Что интересно?», «Что получается, а что нет?»;
ü необходимо предоставлять учащимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности;
ü критерии оценки выполнения задания должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем. Если нет критериев, известных учащимся – это некорректное задание.
При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев. В процессе оценивания учащиеся могут выставлять себе и другу отметки. Учитель может сверять данные отметки с выставленными им самим.
Все это требует изменения форм и методов оценки.
Внешняя оценка включает: ГИА, исследования в формате Всероссийских проверочных работ (ВПР), Оценки качества предметных достижений обучающихся (ОКПД) и др.формы ( исследования НИКО, НИМРО и др.).
2. Методы (способов) диагностирования результатов обучения
Выбор методов (способов) диагностирования результатов обучения и педагогического опыта связан со спецификой каждого предмета, его целями и задачами.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ и др.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
При оценке качества образования на первое место выступает не уровень усвоенных учащимися знаний, а уровень готовности школьника применять усвоенное содержание, т.е. его компетентность в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной и др.). Наша задача - вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, картировать эту информацию, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
К методам (средствам) обобщения педагогического опыта и результатов успешности обучения относятся:
1 группа. Содержательно-методические (дидактический, иллюстративный материал, тематическое планирование, модифицированный вариант программы и др.).
2 группа. Прогностико-диагностические средства.
3 группа. Контрольно-оценочные средства.
Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. В новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.
Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),
Высокий уровень достижений - планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.
Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Не достижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.
Низкий уровень достижений - оценка «плохо». Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.
Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывода, находит новые подходу к решению.
Формирование теоретических знаний является важнейшей задачей курсов школьной географии. Основой которых являются- понятия. Важно научить учащихся формулировать определение своими словами, понимание родовой принадлежности и затем существенных и варьирующих признаков понятий.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать, исследовать проблемы, выявлять тенденции изменения процессов и явлений природы и общества под влиянием хозяйственной деятельности человека, оценивать степень влияния, доказывать действие географических закономерностей, прогнозировать и проектировать пути решения проблем и т. д.
Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ. Именно они в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Результаты выполнения практических работ можно оформить в виде графика (индивидуально для каждого ребенка и в целом по классу)
В итоге можно графически изобразить уровень выполнения работ по классу, по определенным темам в динамике по различным годам. Тем самым отследить уровень сформированности практических навыков.
Важной частью содержания знаний по географии является знание географической номенклатуры (эмпирические знания). Изучение и оценка географической номенклатуры требует от учителя продуманной системы (услышанное - увиденное - произнесенное - написанное). Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснить, где он находится. Диагностика данного вида знаний возможна через систему заданий, например, тренировочные диктанты по отдельным темам (устно и письменно), игра в «5-й лишний» (выбери «лишнее» название и назови ему недостающую пару), устно у карты называют и показывают географические названия, географический диктант на контурных картах и др.
Выводы
Отслеживание общепредметных и метапредметных результатов обучения позволяет получить полную объективную информацию о состоянии географического образования в школе, в классе и отдельно по каждому ребенку. Отследить уровень сформированности основных видов компетенций учащихся (ключевых (метапредмедных), предметных), скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Данный мониторинг позволяет комплексно взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по предмету, но и основные метапредметные результаты (читательская грамотность (смысловое чтение) и сформированность умений работать в группе при выполнении проекта). Оценивание личностных результатов, позволяет судить о том, насколько сформированы положительные качества личности, определяющие успешное обучение, мотивация к обучению: самооценка и отношение к различным аспектам учебной деятельности.
Полученные результаты представляются таким образом, что в них можно увидеть данные по каждому обучающемуся, что позволяет организовать работу с учащимися, определив индивидуальные траектории обучения каждого ученика. Дополнительно можно увидеть, как сформированы отдельные планируемые предметные и метапредметные результаты у отдельных учащихся, и в целом класса.
Использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными измерительными характеристиками.
Стандартизированные измерители – это профессионально разработанные контрольные измерительные материалы, позволяющие не только объективно оценить, насколько учащиеся овладели требованиями стандартов, или сравнить полученные результаты со средними показателями муниципалитета, региона или страны в целом, но и провести анализ эффективности учебного процесса.
Диагностика результатов, уровня сформированности предметных и метапредметных результатов, требует постоянной корректировки, учитывая используемый учебно-методический комплекс, психолого-педагогические особенности класса, уровень обученности и обучаемости класса и отдельных учащихся.
Результатом деятельности является конечный результат, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах, днях наук. Одним из результатов деятельности также являются выпускники связавшие своё дальнейшее образование и профессиональную деятельность с географической наукой.
Библиографический список
ü Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и технология оценивания образовательных достижений обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100» Д.Д. Данилов
ü https://infourok.ru/sistema-ocenivaniya-kachestva-
ü Валькова, Г. Логико - смысловые модели - дидактическая многомерная технология / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
ü Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". - М., 2001.
ü Громыко, Ю. В. Метапредмет "Проблема". - М., 1998. - 376 с.
ü Громыко, Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.
ü http: // www.teacher-of-russia.ru.
ü Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. -
ü Крылов, А. И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС / Вестник кафедры географии ВСГАО. - 2010. - № 1
ü Федорова, С. Ш. Технология присвоения метазнаний // http: // www. festival.1september.ru/articles/100689/.
ü Фоменко, И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности // http:// www. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
ü Хуторской, А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - № 7.
2020